Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Квадрацикл
ATV Arctic Cat НА ЗАКАЗ
 
Цена: 6.000$
Пробег: км. , 0 г.в.
Квадрацикл
POLARIS НА ЗАКАЗ
 
Цена: 6.000$
Пробег: км. , 0 г.в.

Россия требует самого пристального внимания

Из архива журнала "Автоэксперт" за 1999 год   Интервью с доктором экономики Мустафой Мохатаремом, главным экономистом General Motors - Моя группа отвечает за оценку глобального экономического развития. Кроме того, мы занимаемся торговой политикой и взаимоотношениями с правительствами в той части, которая касается операций General Motors. А еще выдаем аналитические материалы по стратегическому консалтингу. Мы рассматриваем обычно макроэкономическую картину. Затем в работу включаются местные группы, более знакомые со спецификой той или иной страны. Скажем, если мы предполагаем, что в России будет продан миллион автомобилей, то они пытаются определить, каких именно. - Не могли бы вы оценить российский рынок в ряду других, представляющих интерес для GM? - В последнее время мы сконцентрировали усилия на развитии бизнеса в трех регионах. Это Центральная Европа: у нас новое сборочное предприятие в Польше, комплекс по производству двигателей в Венгрии, а один из наших лучших (если не лучший) заводов находится в бывшей ГДР, в Айзенахе. Второй регион, куда мы инвестируем огромное количество ресурсов, - Азия. За последние два года мы закончили строительство завода в Индии, создали огромное предприятие в Шанхае, в будущем году открываем завод в Таиланде. Третий регион, который требует инвестиций, - Латинская Америка. Мы построили новые заводы в Аргентине и в Бразилии. Вот то, чего мы достигли за последние пять лет. Теперь начинаем смотреть в будущее. И понимаем, что Россия с ее потенциалом очень большого рынка требует самого пристального внимания. Именно потому группа, существующая в составе подразделения "GM - Россия", рассматривала и рассматривает возможности сотрудничества с местными компаниями, а представители моей группы на разных международных конференциях пытаются получить более ясное представление о перспективах России. Я убежден, что, когда стабилизируется политическая ситуация, у вашей страны будут прекрасные перспективы. Мы видим, насколько велики отличия России от тех нарождающихся рынков, на которых мы работали до сих пор. Прежде всего речь идет об уровне образования и профессиональной подготовки людей. Пожалуй, ни одно другое государство не сравнится в этом отношении с Россией. К тому же у вас есть все природные ресурсы. Будучи экономистом, я очень часто задаю себе вопрос: что же препятствует скорейшему развитию России? И каждый раз вспоминаю о вашей политической нестабильности и об отсутствии необходимых законов. Во время встреч с представителями правящих кругов России мы обычно особый акцент делаем на необходимости создания соответствующей законодательной базы. Ведь в Соединенных Штатах держатели акций могут предпринять юридические шаги против управляющих структур, которые сделали серьезные инвестиции в какой-либо стране и не обеспечили законодательную защиту этих капиталовложений. Но я оптимист и считаю, что система юридической защиты инвестиций в России возникнет. - Наши аналитики, из Министерства экономики в частности, оценивают емкость российского рынка в ближайшие годы в полтора-два миллиона легковых автомобилей. Производились ли аналогичные расчеты у вас? - Нет, поскольку у нас не было возможности получить надежные сведения. В условиях, когда быстро меняется котировка рубля, проценты под банковские кредиты растут с пяти до сорока пяти и затем опускаются опять до восьми, весьма сложно делать достоверные прогнозы. Вот что интересно: еще лет десять назад в России существовал огромный рынок автомобилей, были очереди людей, желающих купить машину. И я много времени провожу в размышлениях, пытаясь понять, какие изменения необходимы, чтобы вернуться к тому положению. Названные вами объемы продаж, пожалуй, великоваты, но я не буду слишком удивлен, если они будут достигнуты. В ближайшие годы Россия выиграет, во-первых, в связи с тем, что поднялись мировые цены на нефть. Цены на природные ресурсы в целом также поднимаются. И торговый баланс будет выглядеть гораздо лучше. Вопрос будет в основном звучать так: как деньги, заработанные в России, вернуть туда. У меня есть много приятелей в Лондоне, в инвестиционных банках, которые работают над тем, чтобы эти деньги в Россию не возвращались... Если же Россия воспользуется благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, то в течение ближайших двух-трех лет внутренние экономические условия могут измениться в лучшую сторону радикально. - Сталкивалась ли GM с аналогичными ситуациями в других странах? - Мы ведем производственную деятельность в семидесяти странах. Продаем же машины практически во всех государствах мира, кроме тех, куда продажи запрещены американским законом. Безусловно, подобные ситуации возникают и в других странах. Но не в случае такого крупного рынка, как Россия. Мы прекрасно понимаем, что если есть намерения серьезно заниматься бизнесом в России, необходимо строить заводы мирового класса. Речь идет об инвестициях в сотни миллионов долларов, и мы вынуждены действовать с большой осторожностью. В любой другой стране, которая меньше по размеру, можно построить небольшой сборочный завод и если вдруг происходит нечто, заставляющее нас уехать, мы просто его оставляем. Но в России это не вариант. Если мы входим сюда, необходимо быть одним из самых серьезных игроков. Мы уверены, что Россия - два года пройдет или десять - будет очень крупным рынком, и мы хотим быть серьезным участником этого рынка. Самое плохое, что можно себе представить, - это вхождение в рынок на недостаточно высоком уровне или на высоком уровне, но с риском все потерять, если придется уходить. В Азии в семидесятые-восьмидесятые годы мы уже сделали такую ошибку. Построили много небольших предприятий и закрыли их, когда изменилась политическая и экономическая ситуация. Теперь для восстановления прежних позиций нам приходится тратить значительные ресурсы. Ведь, приобретая автомобиль, человек рассчитывает на то, что и через десять лет кто-то будет обслуживать и ремонтировать его машину. - Что же необходимо предпринять России, чтобы пришла GM и другие крупные инвесторы? - Прежде всего нужна законодательная база, определяющая права собственности. Нужны правила, которые будут регулировать наши взаимоотношения, и правила, определяющие порядок оплаты работ поставщиков. Необходима ясная структура налогообложения, гласность и понятность налоговых обязательств. Наверное, самая болезненная проблема - безопасность наших сотрудников. Если мы пойдем на строительство крупного завода в России, на крупные инвестиции, со всего мира в Россию будут слетаться сотрудники General Motors. И нам необходимы гарантии их безопасности, это очень важно для компании. Думаю, у правительства есть определенные способы обеспечить эти условия. В общем, нам хотелось бы видеть большую степень предсказуемости в законодательстве, в налогообложении, в здравоохранении и безопасности. Как только это будет, придет не только General Motors. Беседу вел Олег Осипов   Эксперт, №39 (202) от 18 октября 1999