Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Квадрацикл
POLARIS НА ЗАКАЗ
 
Цена: 6.000$
Пробег: км. , 0 г.в.
Мотоцикл
HONDA CBR400RR
 
Цена: 3.000$
Пробег: км. , 1997 г.в.

Честная игра

Официальные импортеры автомобилей желают играть по правилам, но при этом хотят участвовать в разработке этих правил Автомобильный бизнес в России достиг уровня, при котором он уже не может позволить себе "играть в прятки" с таможней или иными государственными структурами. В этом деле заняты тысячи людей: они продают, обслуживают, ремонтируют, даже собирают машины. И по большому счету, во многом определяют новое качество нашей жизни. Подавляющее большинство игроков, которые делают сегодня погоду на авторынке, не меньше любого облеченного властью чиновника, любого министерства или ведомства заинтересовано в абсолютно ясных, исключающих различные толкования и, главное, долгосрочных правилах игры. Они не требуют никаких льгот, как раз наоборот - хотят, чтобы правила были едины для всех. Вообще говоря, это ключевой для России вопрос - взаимоотношения власти (государства) и бизнеса. Перенесенный с теоретических высот на конкретный сектор предпринимательства, он перестает быть "непростым", а действия, необходимые для того, чтобы и дело процветало, и государство богатело (и граждане), становятся вполне очевидными. Открывая новую рубрику, "Эксперт-Авто" предоставляет трибуну всем заинтересованным в укреплении и развитии цивилизованного автомобильного рынка в России. Мы надеемся, что диалог бизнесменов и представителей государственных органов на страницах журнала поможет решить многие проблемы. В первом выпуске "Дилер-клуба" мы предоставляем слово бизнесменам. А открываем его беседой с президентом ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). Эта организация была создана шесть лет назад и объединяет сейчас 40 официальных дилеров иностранных автомобильных компаний. По уставу новый президент избирается ежегодно из числа членов РОАД. Сейчас этот пост занимает Сергей Успенский, генеральный директор компании "У сервис плюс", многократный чемпион России по ралли. - Одна из главных задач ассоциации - это, очевидно, защита интересов дилеров. Вы, Сергей Вадимович, и ваши коллеги чувствуете себя "более защищенными", чем шесть лет назад? - За шесть лет, должен заметить, многое изменилось, и много чего произошло. Если вы имеете в виду взаимоотношения с государственными структурами, и прежде всего с Таможенным комитетом (ГТК), то ассоциации удалось добиться, или, точнее сказать, инициировать немало позитивных перемен. Главное, сейчас можно говорить о нормальном диалоге, о партнерстве. Возможно, еще далеко не каждый таможенник видит в официальном дилере не потенциального нарушителя установленных правил, всеми способами уклоняющегося от выплат пошлин и налогов, а честного бизнесмена, готового играть открыто, но, как говорится, лед тронулся. Теперь конкретно. Пожалуй, самый важный документ, существенно облегчивший жизнь дилеров, - это приказ ГТК N301 "О контроле таможенной стоимости новых легковых автомобилей". Разрабатывался он с нашим участием. Мы получили возможность производить таможенную очистку автомобилей без внесения залоговых платежей, избавились от мелочных придирок на таможенных постах, да и самим таможенникам стало намного легче, после того как у них появились так называемые белые списки официальных дилеров. Впрочем, если мне не изменяет память, "Эксперт-Авто" об этом подробно рассказывал. Следующий шаг был сделан в прошлом году с принятием постановления правительства N783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации", когда были отменены наконец льготы для лиц, проживших за границей более шести месяцев. Ведь известно, что этим, как и "чернобыльским коридором", широко пользовались серые дилеры, занижая стоимость ввозимых автомобилей и тем самым ломая конъюнктуру рынка. В марте этого года принято постановление правительства N254, которое восстанавливает таможенный контроль над товарами из Белоруссии. Правда, в полной мере оно пока не действует, поскольку противоречит Таможенному союзу, но все же контроль на границе усилен, и поток недорогих машин заметно сузился. Разумеется, активная работа с ГТК продолжается. Так, мы настойчиво убеждаем руководство комитета в необходимости рассмотреть вопрос об исключении автомобилей из списка товаров, запрещенных указом ГТК N01-14/72 к помещению под режим таможенного склада. Понятно же, что платить сполна за еще не проданный автомобиль, особенно когда речь идет о десятках и сотнях машин, разорительно для любого предпринимателя. В итоге многие вынуждены держать закупленные автомобили на складах, скажем, в Финляндии. К сожалению, пока руководство ГТК сочло нецелесообразным отмену этого приказа и видит решение проблемы в создании складов свободного типа. Что конкретно это означает, чем должны отличаться такие склады от обычных - еще не ясно. Тем не менее мы будем продолжать работу в этом направлении. - Однако деятельность ассоциации, надо полагать, не ограничивается контактами с ГТК? - Конечно, не ограничивается. Мы, например, довольно активно работаем с управлением транспорта и связи при московском правительстве. Вице-президент ассоциации является членом экспертного совета по развитию технического сервиса в Москве. А не так давно произошло знаменательное для нас событие: мы вступили в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ. Это дает нам возможность активно работать во всех общественных комиссиях, как при таможне, так и при других государственных учреждениях. К слову сказать, именно юристы ТПП были основными критиками нового Таможенного кодекса. Членство в ТПП дает нам, кроме того, возможность представительствовать практически во всех регионах страны. Пока у нас действует один филиал - в Санкт-Петербурге, но надеюсь, в скором времени мы продвинемся и в другие края. Наконец, в прошлом году мы установили контакты с Европейским деловым клубом, достигли договоренности о сотрудничестве по всем вопросам, касающимся интересов официальных дилеров в России. Вероятно, я должен напомнить, что в ассоциацию входят исключительно официальные дилеры. Никто из "серых" вступить в нашу организацию не может, даже если очень захочет. С другой стороны, многие из неофициальных дилеров имеют хорошо оборудованные автосалоны и технические центры и в принципе без особых проблем могут получить статус официальных представителей компаний. Тогда, как говорится, "Добро пожаловать". Помимо отстаивания консолидированной точки зрения дилеров в органах власти ассоциация помогает своим членам и в других вопросах. Так, достигнута договоренность с одной из крупных юридических фирм о предоставлении безвозмездных правовых консультаций совету ассоциации. Мы также ведем переговоры с рядом изданий о предоставлении льготных условий публикации рекламных объявлений для членов РОАД. Немаловажно и другое. Раз в два месяца мы проводим собрания в неформальной обстановке, когда руководители предприятий могут обсудить все наболевшие проблемы, выработать общую линию поведения по некоторым вопросам. На собраниях нет конкурентов, здесь все как бы превращаются в партнеров, которые решают общие задачи. Согласитесь, это большое дело. - И последний вопрос - о контактах с зарубежными ассоциациями дилеров? - Разумеется, мы стремимся наладить с ними отношения, обмениваемся с некоторыми такими организациями информацией. Но я бы не сказал, что все идет так, как нам хочется. Все дело в разных, если можно так выразиться, весовых категориях. Наши дилеры продают и обслуживают несравнимо меньшее количество автомобилей, чем, допустим, американские. Там ассоциация действует едва ли не сто лет, обладает огромным политическим весом и влиянием. Мы пока, можно сказать, становимся на ноги. Но тем не менее будем стремиться наладить и с американцами взаимовыгодные отношения. Такие, какие у нас складываются с коллегами с Украины, из Белоруссии, Молдавии. "Мы работаем с Европейским клубом" Игорь Петров-Кондратов, вице-президент компании "Рольф Холдинг": - Если еще совсем недавно РОАД была едва ли не единственным инструментом, с помощью которого официальные дилеры могли отстаивать свою точку зрения во взаимоотношениях с официальными органами, прежде всего с Государственным таможенным комитетом, то теперь ситуация несколько иная. В России все активнее действует Европейский деловой клуб (European Business Club). Его автомобильная секция объединяет всех крупнейших производителей автомобилей из Западной Европы и США. Ряд из них, такие как General Motors, Ford, FIAT, Renault, намерены инвестировать в российскую экономику. В этом году ассоциированными членами клуба стали ведущие японские компании включая Mitsubishi Motors, которую представляет "Рольф Холдинг" как дистрибутор. Поскольку речь идет о крупных вложениях и больших проектах, представители клуба ведут серьезные переговоры с правительственными структурами, в том числе с ГТК, Минфином, Минэкономики. И мы не можем не видеть, что влияние клуба растет, с мнением его членов считаются. В рамках этой организации мы уже обмениваемся данными по объемам продаж, другой информацией, начинаем координировать свои действия. Веселый Mercedes Взгляните еще раз на фотографии. Как вам нравится соединение имиджа одного из самых консервативных автомобилей с авангардной раскраской? О вкусах, конечно, не спорят, но, согласитесь, такая машина обращает на себя внимание, ее не спутаешь, а назвать веселый Mercedes "мерином" теперь язык не повернется. Представляя свой новый арт-салон и соответствующий дизайн-проект, крупнейший дилер DaimlerChrysler - компания "ЛогоВАЗ-Беляево" обратила внимание журналистов на то, что первые необычного вида автомобили подготовлены для женщин. Считается, что дамы с большей охотой воспринимают такого рода новации. И в самом деле, едва ли солидный мужчина рискнет приехать на деловой обед в подобном лимузине. Однако он волен выбрать или придумать любой рисунок, были бы желание и фантазия. Стоит такое удовольствие недешево, от 3 до 12 тысяч долларов. Но маленькая надежда на то, что наши дороги украсят радующие глаз машины, все же есть. Конечно, мнения производителей, которые собираются организовывать производства в России, и тех, кто этого делать пока не намерен, могут различаться. Но это не мешает по многим ключевым вопросам выступать с консолидированных позиций. Что касается РОАД, то теперь, на мой взгляд, это уже не чисто автомобильная ассоциация. В нее входят, например, страховые общества, тем самым ее рамки несколько размываются. Кроме того, она объединяет дилеров, скажем так, разных весовых категорий. Поэтому ассоциация очевидно проигрывает тому содружеству, которое представляет Европейский деловой клуб. Мнение РОАД в разработке нормативных документов ГТК все же вторично, первично мнение самого комитета. Не так хорошо, как хотелось бы, обстоят дела и с обратной связью: мы можем направить в тот же ГТК наши соображения, но учитываются они в работе или нет - нам, как правило, неизвестно. Вместе с тем я бы не хотел преуменьшать значения ассоциации - она остается своеобразным клубом, в котором мы можем обмениваться мнениями по наболевшим вопросам, сообща решать некоторые текущие проблемы. Несомненно, РОАД плодотворно поработала и при выработке приказа ГТК N301 "О контроле таможенной стоимости новых легковых автомобилей". Так называемые белые списки дилеров намного облегчили нашу работу. Теперь добросовестные импортеры избавлены от своеволия или придирок на таможенных постах, сотрудники которых прежде зачастую перестраховывались. Они производят таможенную очистку автомобилей по инвойсам, то есть в той комплектации и по той цене, которая заявлена дилерами. Если они с чем-то не согласны, то сообщают об этом в ГТК. Впрочем, пока таких случаев у нас не было. Одновременно, надеюсь, действующие правила позволят уменьшить влияние серого рынка (сейчас, по моим подсчетам, серые дилеры ввозят ежемесячно сто пятьдесят-двести автомобилей). Ведь у официального дилера ввозная цена всегда по крайней мере на десять процентов ниже, чем у неофициального импортера. Но вот теперь в ГТК рассматриваются два очень важных вопроса: о возможности отсрочки таможенных платежей и об организации свободных таможенных складов. Хочу верить, что мнение Европейского делового клуба при этом будет учтено. Да и РОАД способна внести свой вклад в скорейшее принятие этих решений. Значение будущих документов для дилеров очень велико. Сейчас мы обязаны в течение десяти дней уплатить таможенную пошлину и как бы выпустить товар в свободное обращение. Независимо от того, есть покупатель или нет. Но мы могли бы работать намного эффективнее, если бы имели возможность отсрочить платежи либо под банковскую гарантию, либо под залог уже имеющихся в нашем распоряжении автомобилей. Отсрочка, скажем, на месяц или до момента продажи машины высвободила бы столь необходимые оборотные средства. Создание таможенных складов тоже весьма актуальная задача. Мы могли бы держать товар нерастаможенным определенное время, допустим, до момента продажи, а затем оперативно платили бы все налоги и пошлины и отдавали бы машину клиенту. Это также высвобождает финансовые ресурсы. Кроме того, можно было бы перевезти значительное количество автомобилей со складов в Европе и платить за их хранение не иностранным, а российским компаниям. Есть и еще одна проблема, которая требует решения: равные условия для всех импортеров, ликвидация так называемого серого рынка. Благодаря усилиям, прежде всего правительства, многое уже сделано: отменен ряд льгот, перекрыты другие лазейки для серых дилеров. Мы это почувствовали потому, в частности, что из таких фирм к нам стали обращаться с предложениями стать официальными дилерами Mitsubishi. Но остается, например, белорусский коридор. Требование производить таможенную очистку автомобилей, ввезенных из Белоруссии, в полном объеме противоречит тому, что записано в документах Таможенного союза двух государств. Следовательно, выход один: общие правила игры для всех, единые пошлины. Сейчас ГТК вышел с предложением: снизить таможенную пошлину с тридцати до двадцати процентов по основной группе автомобилей и ввести такую же пошлину в Белоруссии. Это, конечно, непростое решение, поскольку бюджеты будут вначале терять. Но в конечном итоге это очевидно необходимая мера, без нее нам не обойтись. И последнее. Надеюсь, что в публикациях под новой рубрикой "Эксперта-Авто", которую можно только приветствовать, дилеры и дистрибуторы смогут как делиться своими соображениями, так и получать комментарии со стороны государственных структур по актуальным вопросам, которые нас волнуют. "Нужен диалог с властью" Игорь Чикирис, генеральный директор компании "Тринити Моторс" - Само существование в России организации, которая смогла объединить большое число автомобильных дилеров, уже является позитивным фактором. Мы постоянно контактируем между собой, обмениваемся информацией и мнениями, что дает нам возможность лучше ориентироваться в очень непростых условиях российского рынка. Другое дело, что теперь для ряда членов РОАД, в том числе для нас, работа с ГТК отошла на второй план. Это обусловлено тем, что представительства некоторых крупных автомобильных компаний стали сами заниматься поставками машин в Россию, и их официальные дилеры избавлены от всех проблем с таможней. Тем не менее я убежден, что работу с ГТК необходимо продолжать. Остается вопрос с размером таможенных пошлин, на нем и следует сосредоточиться. Да и те самые "белые списки" - дело очень важное - еще не заработали, можно сказать, в полную силу. Я имею в виду факты, когда компании, не имеющие никакого отношения к тому или иному производителю, ввозят и продают автомобили по ценам, значительно ниже рыночных. Как им это удается, если не в обход пошлин, акцизов и налогов? Теперь у таможенников есть списки официальных поставщиков, они вполне могут более жестко контролировать платежи тех, кто в них не значится. На мой взгляд, наметились и другие продуктивные направления деятельности ассоциации. Сейчас и властные структуры, и многие коммерческие организации предлагают огромное число проектов, которые могут заинтересовать дилеров. Например, в Москве, как известно, идет сооружение третьего кольца. Вдоль него разместятся многие автопредприятия и сервисные станции. Разумеется, будут объявлены тендеры на их строительство. Члены ассоциации незамедлительно включились в работу по подготовке всей необходимой документации для участия в этих тендерах. Если бы не было такого координирующего органа, как РОАД, многие дилеры вообще бы не узнали об этом проекте. Несомненно, интересны также предложения ряда страховых компаний о сотрудничестве в некоторых сферах бизнеса. Что касается новой рубрики в "Эксперте-Авто", то, по-моему, есть масса актуальных тем, которые мы могли бы вынести на страницы журнала. Скажем, было бы полезно узнать, как в других дилерских компаниях решаются вопросы с обучением персонала всех уровней - от механиков до менеджеров высшего звена. Еще одна очень важная задача - создание определенных критериев оценки бизнеса. Скажем, один механик способен продать в месяц сто двадцать или сто пятьдесят часов рабочего времени. Много это или мало? Каков этот показатель в среднем по отрасли? То есть нужно выработать критерии и рассчитать определенные коэффициенты, опираясь на которые дилеры могли бы определить, насколько успешно они действуют. К сожалению, этим в России пока никто не занимается. Наконец, есть тема взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти разных уровней. Мы в своей работе довольно часто обращаемся к ГИБДД, ко многим другим государственным структурам. В ответ, как правило, получаем что-то вроде короткой записки или, точнее сказать, отписки. Думаю, с этим сталкиваются многие дилеры. Для того чтобы получить четкие и обоснованные ответы от властей, нужно обобщить и сформулировать основные вопросы, а затем задать их соответствующим органам со страниц журнала. Если удастся наладить такой конструктивный диалог, это будет весьма полезно и интересно всем. Материалы рубрики подготовили Андрей Осипов, Олег Осипов