Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Мотоцикл
HONDA STEED 400
 
Цена: 2.700$
Пробег: 16600 км. , 1994 г.в.
Мотоцикл
KAWASAKI VULCAN 800
 
Цена: 8.700$
Пробег: км. , 2002 г.в.

Продажи растут, вкусы меняются

Ситуация в общих чертах выглядит так. Всего за первое полугодие официальными дилерами продано 20414 новых легковых автомобилей зарубежного производства. Это на 8% больше, чем за тот же период прошлого года. Если прибавить к этому машины, реализованные так называемыми серыми дилерами и не поддающиеся точному учету, то получится около 30000 единиц. Поскольку по большинству брэндов динамика продаж идет по нарастающей, то есть в апреле продано больше машин, чем в январе, а в июне - больше, чем в мае, есть основания полагать, что 8-процентный рост далеко не предел. К концу года увеличение объемов реализации наверняка превысит 10-процентный рубеж. Это произойдет в том случае, если пошлины, акцизы и налоги останутся на сегодняшнем уровне, а в экономической и политической жизни страны не приключится ничего экстраординарного. Словом, рост, пусть не слишком впечатляющий, но уверенный, есть. Анализируя итоги продаж за первые шесть месяцев, нельзя не заметить, что приоритеты покупателей существенно изменились. Обновилась десятка лидеров (см. таблицу), некоторые ведущие компании стремительно утрачивают свои еще недавно казавшиеся незыблемыми позиции, другие, напротив, добиваются резкого подъема. Причин тому много, и большинство их вполне очевидно. Хотя результаты полугодия заставили одного знакомого бизнесмена заметить: "Российский рынок загадочен. Я вот, например, не могу понять, почему превосходная модель по объему продаж вдруг начинает серьезно отставать от прямого, но более слабого конкурента. Сравнивал цены, сервис, рекламные кампании - не понимаю! И пришел к выводу: выбор едва ли не каждого пятого покупателя случаен". Однако иронией судьбы всего не объяснишь, к тому же это слабое утешение для тех, кто теряет рынок. Лидеры российского рынка новых иномарок Компания Кол-во автомобилей, проданных за 1-е полугодие 2000 г. % продаж по сравнению с 1-м полугодием 1999 г. Daewoo 7258 122 Mitsubishi 1647 129 Volkswagen 1501 125 Skoda 1147 242 Mercedes 1060 127 Nissan 1056 47 Renault 1045 346 Toyota* 965 39 Peugeot 648 408 Audi 571 433 Источник: данные представительств автомобильных компаний и официальных дилеров. *Данные из независимых источников. Ключ к сердцу покупателя - цена Абсолютно ясно, что при всей переменчивости покупательских пристрастий вкус к низким ценам остается неизменным. Отсюда и потрясающий успех Daewoo Nexia, которую в самой дорогой комплектации можно приобрести у московских дилеров за 7600 долларов. Более того, есть прямая зависимость между повышением цен на отечественные автомобили и ростом продаж этой модели, которую собирают в Узбекистане. В значительной степени ценовой политикой объясняется успех, например, Peugeot. 206-я модель в самой простой комплектации стоит лишь на 200 долларов дороже, чем Nexia. Да и более дорогие модели этой французской компании хотя бы немного, но дешевле одноклассников. Как это достигается и сколь долго продлится - уже другие вопросы. Не только в сегменте недорогих и средних, но и в сегменте престижных автомобилей цена является ключевым фактором успеха. Заблуждается тот, кто считает, что богатых людей стоимость волнует в последнюю очередь. Когда все прочие качества автомобиля подкрепляются привлекательными цифрами на ценниках, клиенту трудно устоять перед соблазном. Яркий пример тому - Audi. Этой компании удалось добиться увеличения объемов продаж в четыре с лишним раза во многом благодаря специальным ценам для России. Они продиктованы желанием прочно обосноваться на российском рынке. При этом рекламная кампания Audi выглядит скромнее, чем у ряда других производителей. Пусть не столь впечатляющий, но очевидный успех сопутствовал и BMW, добившейся двукратного роста продаж по сравнению с шестью месяцами прошлого года (продано около 400 автомобилей). Вероятно, начала оправдываться ставка на сборочное производство в Калининграде, что также позволило снизить цены. Стали продаваться и внедорожники под маркой Land Rover (почти десятикратный рост). С начала года реализовано 206 таких машин. Компании Volvo в первом полугодии удалось увеличить на 14% объем поставок автомобилей дилерам. Как утверждает генеральный директор представительства Volvo Car International AB в Москве Донал О'Донован, это только начало. В беседе с обозревателем "Эксперта-Авто" Станиславом Павловым он сказал: - В настоящее время мы пересматриваем ценовую политику в России. Благодаря исследованию международной организации JATO, которая сравнивает деятельность автокомпаний по всему миру, мы получили полную картину продаж и пришли к выводу, что наши цены несколько завышены. Без преувеличения, снижение цен для Volvo - революционный шаг, потому что уже на протяжении многих лет компания их не меняла, тем более кардинально. Некоторые модели уже подешевели или подешевеют на двадцать процентов. Такое решение наверняка приблизит нас к основным конкурентам: Audi, Mercedes и BMW. Следующим шагом станет финансирование дилеров. Сейчас они за каждую машину платят вперед, но вскоре будут просто получать автомобили, а возвращать деньги смогут позже. Точный срок возврата средств пока не определен, поскольку схема находится в стадии разработки и начнет действовать через пару месяцев. Кроме того, в плане эксперимента Volvo выделила основным шести дилерам беспроцентный шестимесячный кредит под приобретение S80, которую они не могут продать в течение полугода. Она предназначена для участия в тест-драйвах и демонстрации потенциальным клиентам. Благодаря всем этим мерам Volvo рассчитывает уже в ближайшее время увеличить продажи примерно в два раза. Мы стремимся, чтобы уже со следующего года все дилеры Volvo смогли предложить машины в кредит или в лизинг. Цены плюс другие факторы Ценовая политика хотя и самый очевидный, но, конечно же, далеко не единственный фактор, влияющий на рост или падение продаж. Таких факторов множество, и действуют они в совокупности. В этих заметках я ни в коем случае не претендую на сколь-нибудь полный их анализ. Однако нельзя не заметить, например, что большой успех Renault обусловлен не столько наличием сборочного производства в Москве (настоящий эффект от него по разным причинам еще только ожидается), сколько целенаправленной и дорогостоящей рекламной кампанией. И это вполне нормально для производителя, делающего серьезную ставку на рынок России. Любопытно заметить в этой связи, как трансформировалась телевизионная реклама. Из невнятного с точки зрения российского зрителя "автомобиля не для этой жизни" Renault превратился во вполне реальный, за рулем которого "понятный" человек, бесхитростно рассказывающий о своей машине. Удачная рекламная кампания, широкий модельный ряд и развитие дилерской сети обеспечили рост продаж автомобилей Volkswagen. Вот лишь один пример. Passat (помните яркий ролик с неожиданными препятствиями и довольно ухмыляющимся человеком?) пользуется наилучшим спросом из всех моделей компании. Но VW не останавливается: уже известно, что в декабре на рынок выйдет Passat с новым двигателем V8 объемом 4 литра. Очень неплохо раскупаются Bora и Golf. Что касается "взлета" Skoda, то он, на мой взгляд, обеспечен в первую очередь сменой имиджа компании. Ставка на более дорогую Octavia вполне оправдала себя. Вообще если суммировать продажи всех брэндов VW на российском рынке, то мы получим 3219 автомобилей за первое полугодие. Но и без брэндов VW, что называется, наступает на пятки "серебряному призеру" - компании Mitsubishi. Интересно, что Россия - единственная пока страна, где этой японской компании удалось занять вторую строку в списке самых удачливых производителей. Вне всякого сомнения, в этом огромная заслуга официального дистрибутора - компании "Рольф Холдинг". Продуманные маркетинговые ходы, предложение самых "горячих" моделей, о которых, кажется, только вчера стало известно, и, что немаловажно, "открытость" для прессы обеспечили Mitsubishi отличные позиции на рынке. Иными словами, прибавка в 43% - это никак не случайность. Так же твердо, как на дороге, на нашем рынке стоит Mercedes. В полном соответствии с имиджем марки компания не делает резких рывков, но уверенно набирает все новых клиентов. Правда, в июне наблюдался некоторый спад, но он, скорее всего, был вызван ожиданием новинок, которые недолго заставили себя ждать. Между тем обновление модельного ряда может повлечь за собой падение объемов реализации. В особенности если оно связано с повышением цен. Так случилось с продукцией Nissan. По словам координатора по маркетингу этой компании в России Николая Ермакова, пять появившихся за последний год новых моделей, за исключением Terrano, заметно подросли в цене. Они, несомненно, стали лучше, а за хорошее надо платить, но быстро привыкнуть к новым ценам покупатель не в силах. К тому же были отменены известные льготы, которыми, чего греха таить, пользовались некоторые импортеры, что также не могло не сказаться на стоимости машин. Мало того, новая Maxima с двухлитровым двигателем оказалась в дефиците, причем не только в России, но и в европейских странах. И дилеры пока не могут удовлетворить спрос. И все-таки в последние месяцы кривая продаж автомобилей Nissan поползла вверх: в мае продано уже 213 машин, в июне - 274 машины. Смена приоритетов в модельной политике сказалась и на уровне продаж автомобилей Ford. Менеджер по связям с общественностью Оксана Хартонюк отметила, что популярная совсем недавно модель Escort лишь на третьем месте, второе - у Transit, а первое прочно заняла топ-модель Focus. Из 515 автомобилей, проданных в первом полугодии, больше трети приходится на Focus. Очевидно, что свою роль сыграла и реклама, и программа "Форд-план". Уделять особое внимание внедрению на рынок именно этой модели компанию заставляет то простое обстоятельство, что в 2001 году первый Focus сойдет с конвейера завода во Всеволожске. Показательна ситуация с продажами автомобилей Opel (рост на 8%). По моему убеждению, вполне можно было рассчитывать на прибавку и посолиднее. Скажем, Astra, если говорить откровенно, по ряду качеств превосходит некоторых своих более удачливых одноклассников. В чем же дело? Одна из причин заключается, пожалуй, в том, что традиционный девиз компании - "Больше за меньшие деньги" - в России и малоизвестен, и не работает. Больше - да. Но за меньшие ли деньги? К тому же Opel предлагает в нашей стране довольно узкий модельный ряд, в котором отсутствуют новейшие, те самые "горячие" модели, о которых много говорят. Или они выходят на рынок с заметным опозданием. Внимательный читатель наверняка заметил, что из первой десятки я до сих пор не упомянул Toyota. Признаюсь, не случайно, поскольку "дело непростое". А "непростое" оно потому, что компания не раскрывает цифр продаж и, соответственно, никак их не комментирует. Если бы речь шла о менее крупном производителе, о слабом игроке на российском рынке, можно было бы и вовсе о нем не говорить. Но это, согласитесь, не тот случай. Поэтому я вынужден был воспользоваться цифрами из независимых, но вполне надежных источников. О чем они говорят? О том, что Toyota, несмотря на невероятное падение общего объема продаж, остается безусловным лидером в сегменте внедорожников. Думаю, что с появлением RAV4 она еще больше укрепит свои позиции. Обращает на себя внимание и тот факт, что в июне официальным дилерам компании удалось продать 233 автомобиля против 159 в мае. Это говорит о том, что начала давать эффект новая ценовая политика. Сейчас на ценниках Corolla значатся суммы начиная от 14000 долларов, а Avensis стоит от 17500. Что еще в первом полугодии произошло примечательного? На 60% увеличила объемы продаж KIA, а вот другой корейский производитель - Hyundai, наоборот, существенно сбавил. Видимо, более серьезно начал относиться к российскому рынку Citroen, в пять раз превысивший показатель первых шести месяцев прошлого года. Правда, объемы пока невелики - 154 автомобиля. К сожалению, проанализировать положение всех компаний на автомобильном рынке России не представляется возможным. Однако "Эксперт-Авто" будет отслеживать тенденции и вернется к этой теме осенью, когда развернется очередной этап борьбы за лидерство. Олег Осипов