Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Мотоцикл
KAWASAKI VULCAN 800
 
Цена: 8.700$
Пробег: км. , 2002 г.в.
Скутер
Suzuki Street Magic II
 
Цена: 1.400$
Пробег: км. , 0 г.в.

"Двенадцатая" имени ван Доорна

Педали сцепления нет, вместо знакомого "пластмассового" рычага коробки передач — селектор режимов автоматической трансмиссии. Неужели на ВАЗе наконец-то сделали автомобиль с "автоматом"? На самом деле этот ВАЗ-2112 оснащен не "автоматом", а клиноременным вариатором. И не в Тольятти, а в Москве — по заказу департамента развития АвтоВАЗа уникальную работу выполнили специалисты московского Центра автоматических трансмиссий МАИ в сотрудничестве с немецкой фирмой ZF.Известно, что традиционный ступенчатый гидромеханический "автомат" — не лучший вариант для автомобиля гольф-класса. Во-первых, "гидромеханика" недешева — один только несложный ремонт может обойтись существенно дороже тысячи долларов. Во-вторых, "автомат" непросто разместить в подкапотном пространстве небольшого автомобиля с поперечно расположенным силовым агрегатом. А вследствие дефицита мощности и крутящего момента коробка будет утомлять водителя частыми и не всегда предсказуемыми переключениями. Куда больше подходит для "маленьких" моторов клиноременный вариатор — наследие голландца ван Доорна. Именно он запатентовал конструкцию наборного стального "толкающего" ремня, который позволил передавать между шкивами внушительный крутящий момент. Были созданы надежные бесступенчатые трансмиссии для автомобилей с двигателями рабочим объемом до 2 л. По лицензии ван Доорна вариаторы для своих малолитражных моделей стали выпускать многие автопроизводители. А известнейшая трансмиссионная фирма ZF несколько лет назад купила одно из предприятий фирмы Van Doorne Transmissie в Бельгии — и по заказу BMW стала поставлять вариаторы на автомобили Rover и MG, а после и на новый Mini.Центр автоматических трансмиссий при Московском авиационном институте давно сотрудничает с фирмой ZF — здешние специалисты занимаются не только ремонтом "автоматов", но и опытно-конструкторскими разработками. Мы уже ездили на вазовском минивэне Надежда, который в Центре АТ оснастили "автоматом" ZF 4HP-22. Здесь ставили "автоматы" на Волги, в Святогор имплантировали трансмиссию ZF от "американца" Eagle Premier...И вот теперь — ВАЗ-2112 с вариатором ZF.Серый "десяточный" интерьер украшает хромированная кнопка на рычаге контроллера — он взят от фордовского "автомата" и подошел "как родной". Запускаем мотор, переводим рычаг в Drive... Пока двигатель не прогрет и работает на повышенных оборотах холостого хода, включение "драйва" сопровождается заметным толчком от сомкнувшихся фрикционов. Отпускаешь педаль тормоза — и "двенадцатая" неожиданно резво подается вперед. Но после прогрева мотора все приходит в норму — обороты холостого хода падают, и на светофоре машину даже не приходится удерживать тормозами.Теоретически автомобиль с вариатором может разгоняться быстрее, чем с механической ступенчатой коробкой передач. Ведь при разгоне "в пол" вариатор постоянно поддерживает обороты двигателя, соответствующие максимальной мощности, а набор скорости происходит путем плавного, бесступенчатого изменения передаточного числа. А с любой ступенчатой коробкой передач двигатель вынужден чаще работать в менее выгодных переходных режимах...Кстати, это часто порождает у людей психологическое неприятие вариатора — звук монотонно работающего на одних оборотах двигателя при разгоне вызывает ощущение сгоревшего сцепления. К счастью, вариаторный ВАЗ-2112 лишен этого недостатка. Примерно до 3000 об/мин даже при полностью нажатой педали газа двигатель раскручивается почти синхронно с набором скорости — как будто разгон происходит на одной, плавно "повышающейся" передаче. А после преодоления этого рубежа происходит скачкообразный рост оборотов, который сопровождается заметным приростом ускорения, — как будто у классического ступенчатого "автомата" включился режим Kick-down.При этом "двенадцатая" с вариатором не отстает от своего стандартного собрата! Разница во времени набора 100 км/ч с места — в пределах погрешности измерений. А потом вариаторный ВАЗ-2112 начинает даже опережать обычный автомобиль — километр с места он проходит на секунду быстрее!Правда, максимальная скорость оказалась ниже на 5 км/ч. Жаль, что расход топлива на этот раз мы не измеряли — для этого нужно загонять оба автомобиля на специальный стенд с беговыми барабанами. Но, скорее всего, вариатор поможет "двенадцатой" сэкономить топливо.А главное, что по простоте управления разгоном ВАЗ-2112 с вариатором на голову выше своего стандартного собрата. Ведь общение с "десяточной" коробкой может принести радость лишь отъявленному мазохисту. А с вариатором — никаких проблем. Не нужно "топтать" педаль сцепления, при быстром переходе на вторую больше не приходится пихать рычаг коробки куда-то в район подушки собственного сиденья и выслушивать предательский хруст синхронизаторов...Единственная неприятность — поскольку в режиме Drive вариатор "понимает" отпущенную педаль газа как сигнал для перехода на "самую повышенную передачу", двигателем автомобиль практически не тормозит. Но если перейти в режим Low, то все меняется. Вариатор переходит на несколько повышенные передаточные отношения ("пониженные передачи") и продолжает держать их при сбросе газа, помогая увеличить эффективность торможения двигателем. Если перевести рычаг контроллера из "D" в "Low" на ходу, то торможение двигателем начнется очень плавно и с ощутимой задержкой. Это сделано специально — чтобы на скользкой дороге резкое нарастание тормозного усилия на ведущих колесах не спровоцировало снос передка или занос задней оси.Более шумной "двенадцатая" не стала — несмотря на то, что при имплантации вариатора пришлось переносить одну из точек крепления силового агрегата к кузову. Наоборот, вибраций стало заметно меньше. Ведь на обычной "десятке" неаккуратное обращение со сцеплением в момент трогания "подсаживает" двигатель, и при этом переднюю панель и рулевую колонку начинает трясти, словно в лихорадке. С вариатором этот эффект заметен в гораздо меньшей степени: обороты здесь поддерживаются автоматически и реже опускаются в "критическую" зону.Особых опасений по поводу надежности нет: вариатор ZF рассчитан на передачу крутящего момента до 145 Нм и без проблем "переваривает" 130 Нм, развиваемые шестнадцатиклапанным вазовским полуторалитровым мотором. Нестандартные детали, которые потребовались для установки, изготовлены на одном из известнейших авиационных предприятий. Дорого, но качество не вызывает сомнений.Кстати, "дорого" — это сколько? По предварительным подсчетам, вариатор вместе с установкой под капотом автомобиля "десятого" семейства обойдется в $3000. Почти полцены нового автомобиля!Увы, пока речь идет о штучных тюнинговых заказах (работу по имплантации вариатора в Центре АТ называют именно тюнингом), цены ниже не станут. Кроме того, это пока единственный вариант оснащения вазовского автомобиля автоматической трансмиссией, так что желающие получить за $9000 "десятку" с вариатором найдутся. Да и ограничение импорта подержанных иномарок способно оживить спрос. Ведь даже самые доступные новые иномарки с "автоматом" все-таки дороже, нежели вариаторный ВАЗ: Suzuki Swift 1.3 стоит $10000, а "автоматический" Peugeot 206 у дилеров можно купить за $12650.Серьезных планов выпуска машин с вариаторами на ВАЗе пока нет. А московский Центр АТ до конца этого года получит из Бельгии всего около 80 вариаторов. Так что работу москвичей действительно можно считать глубоким тюнингом. Справка АР. Автомобиль ВАЗ-2112 с вариатором предоставил Центр АТ, тел.: (095) 158-48-08. Стандартный ВАЗ-2112 нам предоставил автосалон Автомир, тел.: (095) 956-77-22.Владимир ЕРЕМКИНФото Максима Кадакова и фирмы Центр АТ Технические характеристики (данные производителей)