Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Мотоцикл
SUZUKI SKY WAVE 250
 
Цена: 3.500$
Пробег: км. , 2002 г.в.
Мотоцикл
KAWASAKI VULCAN 800
 
Цена: 8.700$
Пробег: км. , 2002 г.в.

Хроника русского автомобилизма

По материалам книги Константина Шляхтинского "Мир из окна автомобиля" 1891 Редактор-издатель "Одесского листка" В.В.Навроцкий привез в Одессу автомобиль с двигателем внутреннего сгорания - первый в России. 1893 В Санкт-Петербурге образовался торговый дом "Победа", много и успешно торговавший автомобилями в конце прошлого - начале нашего века. На всемирной Колумбовой выставке в Чикаго П.А. Фрезе и Е.А. Яковлев, выставлявшие там свою продукцию, пришли к мысли построить автомобиль в России. 1894 В Санкт-Петербурге начал издаваться журнал "Самокат", освещавший проблемы механического транспорта. 1895 Русский инженер П.К.Энгельмейер принимает участие в работе комитета по организации ав томобильной гонки Париж - Бордо - Париж. Август. Петербургский архитектор А.К.Жиргалев стал владельцем первого в столице автомобиля. *** Ноябрь. Ковенский Округ путей сообщения приобретает для своих нужд автомобиль. 1896 Е.А.Яковлев и П.А.Фрезе строют первый в России автомобиль и демонстрируют его на Всероссийской Художественно-Промышленной выставке в Нижнем Новгороде. *** Киевский и Виленский Округа путей сообщения приобретают для своих нужд автомобили. *** 11 сентября. Утверждены "Правила о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах". 1897 Б.Г.Луцкий впервые берется за разработку автомобиля. *** Образовано Особое совещание для выяснения вопроса о целесообразности применения автомобилей в ведомстве путей сообщения. *** Петербургский Округ путей сообщения приобретает автомобиль для собственных нужд. 1898 В Санкт-Петербурге введены Правила движения для автомобилей. *** В Петербурге открылся первый магазин по продаже самодвигателей, принадлежавший фирме "Клеман-Гладиатор-Фебус". *** Велосипедный завод А.Лейтнера в Риге начал строить мотоциклы, а затем и автомобили под маркой "Россия", используя привозные узлы и агрегаты. *** Вышли в свет книги А.Таненбаума "О применении автомобилей в перевозке пассажиров и тяжестей" и Н.Песоцкого "Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями; экипажи с педалями. Описание их устройства и действия", ставшие первыми русскими книгами на тему автомобилизма. *** 11 октября. Состоялась первая в России "Зимняя гонка моторов", стартовавшая у станции Александровка под Петербургом. 1899 В Москве появился первый автомобиль. *** Май. Трековые гонки на велодроме под Санкт-Петербургом. Л.Мази преодолел круг в четверть мили за 26 секунд. *** Июнь. Состоялась первая в отечественной истории гонка Москва-Петербург, ставшая затем традиционной. *** 15 августа. Прошла 100-верстная гонка на приз журнала "Самокат" по маршруту Лигово -Гатчина - Красное Село - Стрельна - Волхонка - Лигово (2 круга). 1900 16 января. "Вторая зимняя гонка моторов" под Санкт-Петербургом. *** А.П.Нагель начинает издавать журнал "Спорт", некоторые разделы которого посвящены автомобилизму. *** 20 марта. Утвержден устав Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве. *** Гонка по маршруту Луга - Петербург, в которой на трицикле "Старлей" впервые принял участие известный русский автомобилист и журналист А.П.Нагель. *** Петербургский Округ путей сообщения приобрел для своих нужд автомобиль "Паннар-Левассор". 1901 19 января. В Санкт-Петербургскую городскую Думу поступило прошение изобретателя И.В.Романова о разрешении ему открыть в столице 10 маршрутов электрического омнибуса собственной конструкции. *** В таможенной статистике России появилась графа учета ввоза в страну автомобилей и запасных частей к ним. *** В Санкт-Петербурге работает грузовик конструкции Б.Г.Луцкого. *** В начале июля прошла очередная гонка Москва - Петербург. *** Зафиксирован первый в России неофициальный рекорд скорости. Луи Мази прошел версту с хода за 45,39 сек. 1902 Январь. Начал издаваться первый в России специализированный журнал по автомобильному делу "Автомобиль". Его редактором-издателем стал А.П.Нагель. *** 13 марта. В Михайловском манеже в Санкт-Петербурге состоялись состязания "в ловкости управления автомобилем" и присуждение призов за удобство и изящество экипажа. *** 18 марта. АО "Лесснер и К°" заключило контракт с фирмой "Даймлер", по которому в России началось производство авто по лицензии этой фирмы. *** 21 марта. В Михайловском манеже в Санкт-Петербурге состоялись гонки мотоциклов, Побе­дил Фомин на трицикле, принадлежавшем торговому дому "Победа". *** 31 марта. На фабрике "Фрезе и К°" прошли официальные испытания первого отечественно­го троллейбуса. Ходовая часть которого была построена у Фрезе, а электрическая сконструиро­вана графом Шуленбургом. *** 6 мая. А.П. Нагель на трицикле предпринял попытку установления рекорда скорости на дис­танции 25 верст. Дистанция пройдена за 44 минуты 15,20 сек. *** В военных маневрах под Курском впервые в истории русской армии применялись автомобили. *** Московское Акционерное Общество "Дукс Ю.А.Меллера" начало выпуск паромобилей. В том же году городская Дума Санкт-Петербурга разрешила экипажам этой фирмы езду по столице. *** Появление первого автомобиля в Ревеле (Таллин). *** В качестве приложения к журналу "Спорт" на русском языке впервые вышла книга Л.Бодри де Сонье "Основные понятия об автомобилизме". *** Вышла книга М.А.Накашидзе "Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России". 1903 Образовалось Российское Автомобильное Общество, вскоре ставшее во главе отечественных автомобилистов. *** Московская городская Дума издала постановление "Об обложении всех владельцев автомоби­лей городским сбором". *** Журнал "Автомобиль" в своем пятом номере опубликовал данные о количестве автомобилей в столице. Управа Санкт-Петербурга на момент выхода журнала выдала более 250-ти номеров для езды по городу. Среди организаций, имевших автомобили, числились Городское управление, Ми­нистерство путей сообщения, Министерство двора, Почтовое ведомство. *** В     Управу Санкт-Петербурга поступило несколько ходатайств о разрешении выпустить бензиновые извозчичьи экипажи на улицы города, а также открыть несколько маршрутов омнибуса. 1904 Главнокомандующий армией на Дальнем Востоке привез на театр военных действий в Манчжурию автомобиль, который использовал для поездок. Заказано еще несколько машин для нужд армии. *** А.А.Рено открыл в Одессе гараж и наладил автомобильное движение в Крыму между Евпато­рией и Симферополем. *** 9 июля. Учрежден кубок для автомобилистов имени П.Н.Беляева. *** А.Солдатенков установил неофициальный российский рекорд скорости -106 верст в час. *** Началась сборка первых автомобилей на фабрике П.П.Ильина в Москве. 1905 Июнь. Князь Накашидзе предложил использовать в военных целях бронированный автомо­биль с пулеметом, построенный во Франции. *** Петербургский Округ путей сообщения приобрел для своих нужд автомобиль "Дион-Бутон". 1906 Основан Московский Клуб Мотористов, объединивший в своих рядах любителей мотоциклетной езды. *** Завод "Аксай" в Нахичевани-на-Дону начал сборку автомобилей из импортных деталей. 1907 Май. В Санкт-Петербурге открылась I Международная автомобильная выставка, организованная парижской газетой "LAUTO", журналом "Автомобиль" и Российским Автомобильным Обще­ством. После выставки прошла автомобильная гонка между столицами. *** Фирма "Опель" впервые продемонстрировала свою продукцию в России на международном автосалоне в Петербурге. *** Одесский Аэро-Клуб организовал автопробег Одесса - Тирасполь - Одесса. Установлен одесский рекорд скорости - 1 верста - 50 3/4 сек. *** С.А.Сабашников открыл прокат автомобилей в Крыму, организовав компанию "Крымское ав­томобильное общество". Вслед за ней, летом 1907 года в Крыму открылось еще несколько про­катных фирм. *** 19 июля. В Архангельске состоялось официальное открытие первой линии автобусного движения. *** Успешно завершился пробег по маршруту Одесса - Николаев - Одесса. *** В Санкт-Петербурге открылся магазин и склад автопринадлежностей И.П.Пузырева, который впоследствии был преобразован в Первый Русский Автомобильный Завод. *** В Санкт-Петербурге появились первые автомобили-такси. *** Состоялся пробег автомобилей Петербург - Юкки. *** В Москве открылось представительство американской компании "Форд". *** Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог приобрело для собственных нужд автомобиль ФИАТ. *** 21 декабря. Член Киевского Клуба Автомобилистов Закржевский выехал на своем автомоби­ле в поездку по маршруту Киев - Варшава - Берлин - Кельн - Брюссель - Париж. 1908 Январь. В Москве начал издаваться журнал "Автомобилист", редактором-издателем которого был В.Алексеев. *** 8 января. Общий тарифный съезд принял постановление о предоставлении льгот автомобилистам при перевозке самодвигателей по железной дороге. *** На московском почтамте работает несколько автомобилей. Цель опытов - определить какой тип автомобилей больше всего подходит для такого рода деятельности. *** Московская городская управа приобрела автомобиль-цистерну для перевозки нефти от стан­ции Мытищи. *** Граф Луи Гамон подал в Петербургскую губернскую земскую управу заявление о разрешении открытия автобусного сообщения между Петербургом и Царским селом. *** Российское Автомобильное Общество и Московский Клуб Автомобилистов заключили соглашение, по которому Клуб стал официальным представителем Общества в Москве. *** К Одесскому городскому голове обратился представитель венской фирмы за разрешением вве­сти в городе автобусное движение. *** Лейтенант русского флота A.M. Миклашевский получил разрешение на открытие автомобильных сообщений между Екатеринославом и Новомосковском. *** Владелец автомобильного гаража во Владикавказе П.В. Григорьев учреждает акционерное общество эксплуатации автомобилей с целью налаживания автомобильного сообщения по Военно-Грузинской дороге на маршруте Владикавказ - Тифлис. *** Калмыцкое Управление предложило большую субсидию предпринимателям на организацию автомобильного движения в Астрахани и ее окрестностях для перевозки почты и калмыцких чиновников. *** Екатеринославская городская управа выработала правила езды автомобилей по городу. *** 1 марта. Журнал "Автомобиль" опубликовал извещение Главного Управления Генерального Штаба об условиях автомобильной повинности. *** Наместник кавказский разрешил нескольким предпринимателям устройство и эксплуатацию автомобильных сообщений по маршрутам: Боржом - Ахалцик - Абастуман, Ахалцик - Ахалкалаки - Александрополь, Ахалкалаки - Аргадан, Ахалкалаки - Бакуриани, Тифлис - Телав, Тифлис -Сигнах, Сигнах - Телав. *** В Харьковскую городскую управу с заявлением о выдаче свидетельства на право эксплуатации автомобилей для перевозки грузов и пассажиров по всем улицам обратился К.Б. Скрыжеев. *** 11 апреля. A.M. Миклашевский открыл автомобильное сообщение Киев - Житомир. *** 20 апреля. Открылось автомобильное сообщение Либава - Менгель. *** 3 мая. В Москве открылась II Международная автомобильная выставка. *** 11 мая. В рамках московского автосалона прошел испытательный пробег грузовиков по марш­руту Москва - Подсолнечная - Москва, в ходе которого определялись машины, наиболее подходя­щие для русских дорог. *** 19 мая. стартовала традиционная гонка Санкт-Петербург - Москва. *** В Москве появились первый автобус и первое такси. *** Вышел в свет первый номер журнала "Автомобильная жизнь". *** Фабрика П.П.Ильина в Москве окончательно перешла на постройку автомобильных корпу­сов и сборку машин из привозных деталей. *** 1 июня. Состоялось торжественное открытие первого на Кавказе срочного автомобильного движения, учрежденного товариществом "Ама", по маршруту город Нуха - станция Евлах Закав­казских железных дорог. *** Открылось автомобильное сообщение между Екатеринославом и Новомосковском. *** Г.Кук с компаньонами образовали в Одессе "Таксомоторное общество". *** Открылось автомобильное сообщение между станциями Шелковка и Верея. *** 15 и 22 июня. В Одессе прошли автомобильные гонки, организованные Одесским спортивно-научным обществом и Одесским Аэро-Клубом. *** В Москве состоялось заседание комиссии санитарных врачей, обсуждавшее возможности пе­ревозок мясных продуктов на автомобилях. *** Представитель русского военного ведомства присутствует на испытаниях плавающего авто­мобиля во Франции. *** Открылись линии автомобильного сообщения Шяуляй - Митава, Шяуляй - Кельме и Шяуляй - Ионишкис. *** Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог приобрело автомобиль "Жермен". *** Август - октябрь. Русские автомобилисты А.П.Нагель, А.И.Ефрон с компаньонами соверши­ли поездку на автомобиле из Петербурга в Париж, Венецию и обратно. *** Вышла книга П.К.Энгельмейера "Автомобиль, мотоциклет и моторная лодка" - одно из первых русских пособий по автомобилизму. *** В Архангельске организовалось "Общество для эксплуатации автомобилей в качестве городс­кого сообщения". 1909 Январь. Опубликованы новые "Технические правила о движении автомобилей по шоссе ведомства Путей сообщения". *** Март. Министерство Путей сообщения разослало по своим округам циркуляр "Об устранении неудобств, представляемых автомобильному движению по шоссейным дорогам". *** 1 апреля. В Минской губернии открылось автомобильное сообщение по Московско-Варшавскому шоссе на маршруте станция Старые Дороги - Слуцк - станция Ляховичи. *** В Москве открылось представительство завода "RAF". *** П.К.Энгельмейер начал читать курс автомобильного дела в Императорском Московском Техническом Училище. *** 24 мая. Состоялась гонка на версту на приз журнала "Автомобиль", где граф А.Мордвинов установил первый русский официальный рекорд скорости, пройдя 1 версту за 29,2 сек. *** 27 мая. Русско-Балтийский вагонный завод в Риге выпустил первый автомобиль. *** 14-18 августа. Прошли испытания автомобилей Петербург - Рига - Петербург, в которых наряду с другими участвовал автомобиль "Руссо-Балт". *** На верстовой гонке в Риге Эрле установил новый официальный российский рекорд скорости - 25 сек верста. *** В Пермскую городскую Управу поступило заявление о разрешении установить в городе автобусное движение. *** Управление Севастопольского порта приобрело 6 грузовиков "ФИАТ" для своих нужд. *** Сентябрь. Вышло первое издание книги Н.Г.Кузнецова "Курс автомобилизма". *** 5-11 октября. Российская делегация во главе с В.В.Свечиным участвует в I Международной конференции по автомобилизму в Париже. *** 16 октября. Фельдъегерская служба впервые испытала автомобиль как средство доставки кор­респонденции. *** Императорский Германский Автомобиль-Клуб избрал журнал "Автомобиль" своим официаль­ным органом в России. *** Вышло новое "Обязательное постановление Санкт-Петербургского градоначальника о поряд­ке езды по городу на автомобилях". *** Ноябрь. Опубликован устав курсов шоферов П.Г.Воронина в Москве. *** Выдано разрешение на "устройство автомобильного движения для перевозки почты и пассажиров от Сочи до Сухуми". *** 19 декабря. Российское Автомобильное Общество обрело статус Императорского. 1910 1 января. В Новочеркасске открылась линия автобусного сообщения станция Новочеркасск - Кадетский корпус. *** Февраль. В Военный совет поступило секретное представление "О придании пятых автомо­бильных рот ряду европейских железнодорожных батальонов". *** Май. III Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге. *** Образовался Балтийский Автомобиль и Авиаклуб. *** В Харькове установлено регулярное автомобильное сообщение между вокзалом и Сумской улицей. *** Состоялся первый международный пробег на Императорский приз Санкт-Петербург - Киев -Москва. *** В     Ташкенте организовалось товарищество на паях с целью "соединить город автобусной линией с селением Пскент. *** Август. Вышло второе, переработанное и дополненное издание учебника Н.Г.Кузнецова "Курс Автомобилизма". Тираж - 4 тысячи экземпляров. *** Август-сентябрь. А.Нагель, А.Леман и другие автомобилисты на "Руссо-Балте" совершили поездку из Санкт-Петербурга в Рим и обратно. Это было первое автопутешествие русских спортсме­нов, заснятое на кинопленку. *** 9      октября. Подписан приказ о создании Учебной Автомобильной Роты, ставшей впоследствиицентром военного автомобилизма в России. 1911 В Москве начал издаваться журнал "Автомобиль и воздухоплавание". *** Февраль. Аэросани "Дукс" производства Ю.А.Меллера победили в гонках "снегоходных автомобилей", показав по снегу скорость 60 верст в час. *** Московский Градоначальник дал разрешение открыть под эгидой Министерства Торговли и промышленности шоферские курсы при фабрике автомобильных принадлежностей М.Е.Челышева. Курсы получили название "Фабричные". *** В Москве вышел в свет первый номер журнала "Автомобильные новости". *** Лето. Императорское Российское Автомобильное Общество заключило договор с "Товариществом Бр. Нобель" об организации бензиновых заправочных станций на территории Рос­сии. *** Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве приступил к расстановке предупредитель­ных знаков для автомобилистов на дорогах Московской губернии. *** Московское Автомобильное Общество организовало пробег Москва - Рига. *** В Москве на Садовой близ Аквариума открылся склад автомобилей "Опель". *** Учебная Автомобильная Рота провела испытания грузовых автомобилей по маршруту Петер­бург - Тверь - Клин - Москва. *** Москва. В бывшем помещении гаража Крич на Тверской открылась школа шоферов Крживицкого. *** Москва. В Архангельском переулке открылся новый гараж "Централь" с мастерской для ре­монта автомобилей всех марок. *** 7-16 сентября. Прошел Международный автопробег на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург - Севастополь. *** 19 сентября. Состоялась поездка автомобилистов - участников пробега по маршруту Севасто­поль - Новороссийск - Гагры. *** 23 сентября. В 17 верстах от Гагр прошла верстовая автогонка на скорость. *** Нижегородская биржевая артель ввела в программу своей деятельности новый вид услуг - рекомендации водителей для работы на автомобилях у частных нанимателей. *** В Москве открылись представительства фирм "Бренабор" и "Деляж". *** Ноябрь. Образовалось Одесское Автомобильное Общество. *** ИРАО переехало в новое помещение на Дворцовой набережной. *** В Санкт-Петербурге оканчивается постройка гаражей и мастерских для Учебной Автомобиль­ной Роты. *** В Москве открылись представительства фирм "Даррак" и "Дэймлер". *** Фирма "Континенталь" ввиду большого распространения шин ее производства открыла в Одес­се представительство для всего Юга России. *** 11 декабря. В Москве на Садовой открылось новое помещение автомобильных курсов Дре-вицкого. *** Образовался Екатеринославский Автомобильный Клуб. *** 30 декабря. Отряд автомобилей Учебной Автомобильной Роты под командованием штабс-капитана Вредена, откомандированный для обслуживания русских войск в Персии, прибыл в Джульфу. Второй отряд под командованием поручика Мгеброва отправлен в Энзели.     *** 31 декабря. А.Нагель и В.Михайлов стартовали в Петербурге для участия в ралли, организо­ванном Монакским Автомобиль-Клубом. 1912 Опубликованы данные по количеству автомобилей в Москве на 1 января 1912 года, согласно которым в городе зарегистрировано 946 авто. *** А.М.Шнейдеров организовал в Санкт-Петербурге 'Товарищество Таксомобиль". *** Вышел в свет Санкт-Петербургский автомобильный справочник за 1912 год, составленный инженером А.М.Пашкевич. *** Утвержден устав Санкт-Петербургского союза шоферов. *** В Ростове-на-Дону открылось представительство фирмы "Лаурин-Клемент". *** По данным городской Управы в конце 1911 года в Санкт-Петербурге насчитывалось около 1700 автомобилей. *** Февраль. Биржевая артель Фон-Мекк приобрела 3 ассинизационных автомобиля-цистерны НАГ с насосами. *** 21 февраля. Состоялось заседание комитета ИРАО по вопросам заключения союзного дого­вора между российскими автомобильными Обществами. *** С 1 марта в Москве стала выходить единственная в России автомобильная газета "АУТО". *** 5 марта. На заседании спортивной комиссии Московского Автомобильного Общества выработаны "Правила автомобильных поездок для членов МАО". *** Совет министров одобрил законопроект "О порядке и условиях движения автомобилей" и пре­доставил полицейским чинам право штрафовать автомобилистов за неосторожную езду, обгово­рив при этом уголовную ответственность за причинение увечий. *** Фирма "Бенц" открыла в Москве собственное отделение. *** Казанская Земская Управа разрабатывает проект зимнего автомобильного сообщения между Казанью и Чистополем по льду. *** Автомобильные Клубы - Южно-Русский в Харькове, Екатеринославский, Балтийский в Риге и Одесское Автомобильное Общество вступили в картель автомобильных обществ под эгидой ИРАО. *** 25 марта. В Москве открылась Международная выставка воздухоплавания, где было большое автомобильное отделение. *** Владельцы авто в Царстве Польском договорились организовать в Варшаве "Акционерное Общество автомобильных сообщений". *** Апрель. Автомобильные фирмы в России начинают объединяться во "Всероссийский союз автомобильных торговцев и фабрикантов". *** 15-29 апреля. Одесское автомобильное Общество проводит Автомобильный салон в своем городе. *** 29 апреля. Южно-Русский Автомобильный Клуб в Харькове открыл собственное помещение и провел соревнования на "искусное управление автомобилем". *** На Юге России организовано "Товарищество автомобильного сообщения "Аккерман-Саратта", открывшее регулярные рейсы между этими населенными пунктами. *** 1-2 мая. Поездка Московского Автомобильного Общества в Санкт-Петербург для участия в верстовой гонке Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба. *** Балтийский Автомобильный и Аэроклуб объединился с Рижским Клубом Автомобилистов. *** 16 мая. Вступают в силу "Обязательные постановления о порядке движения по городу Москве автоматических экипажей", составленные Московской городской Думой. *** 24 мая. Стартовал автопробег военных легковых автомобилей Учебной Автомобильной Роты по маршруту Петербург - Москва - Петербург. Пробег прошел по проселкам в объезд основных магистралей. Его протяженность составила около 2 тысяч верст. *** 27 мая. Симферопольское Гимнастическое Общество организовало гонки для автомобилей и мотоциклов. *** 2-3 июня. Московское Автомобильное общество провело пробег Москва - Орел - Москва. *** 9-10 июня. Состоялась поездка Харьковского, Екатеринославского и Константиноградского автоклубов в Полтаву. *** 17 июня. Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве устроил гонку на версту с хода. *** 17 июня. Старт пробега на Императорский приз Санкт-Петербург - Ревель - Рига - Варша­ва - Киев - Москва. *** 29 июня - 4 июля. Поездка автомобилистов Южно-Русского Автомобильного Клуба из Харькова в Москву *** Июль. Фирма "Мишлен" открыла контору и склад в Москве. *** Московская городская Управа приобрела поливочный автомобиль "Даймлер". *** Из Одессы стартовал автомобиль, на котором М.Н.Сергеев, А.Ф.Куссис, К.С.Асвадуров и Л.Я. Любарский совершили поездку Одесса - Киев - Варшава - Берлин - Париж. *** Одесское Автомобильное Общество провело пробег Одесса - Севастополь - Одесса. *** 2 июля. Состоялась гонка на 1 километр с хода, организованная московскими автомобильны­ми клубами. *** В Москве открылся новый гараж по прокату автомобилей, принадлежавший Н.В.Фон Люде. *** Завершился цикл соревнований на приз Его Императорского высочества Великого Князя Ми­хаила Алексеевича. Среди победителей женщина - М.Я.Невережская - член Московского Автомо­бильного Общества. *** 1 августа. В открывшемся в Петровских линиях синематографе "Россия" демонстрируются фильмы члена МАО И.М.Тимонина, снятые в пробегах Москва - Ярославль 1911 года и Москва - Петербург 1912 года. *** Московское Автомобильное Общество учредило специальные награды с нарукавными знака­ми отличия для шоферов, "безупречно прослуживших у господ - членов Общества". *** Из Москвы на маневры выступила Московская группа добровольной автомобильной дружины. *** 28 августа - 8 сентября. А.П.Нагель на "Руссо-Балте" завоевал кубок выносливости в ралли Сан-Себастьян. *** 5-9 сентября. Прошел пробег по Крыму, организованный Одесским Автомобильным Обществом. *** 9 сентября. Проведена 100-километровая гонка Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве. *** 11 сентября. Состоялось освящение нового гаража ОАО на Гаванной улице. Фирма "Рено" открыла в Санкт-Петербурге свое отделение. *** Товарищество резиновой мануфактуры "Треугольник" оборудовало специальный завод для про­изводства автомобильных пневматиков. *** 19 сентября. Стартовал организованный Военным Министерством пробег грузовиков по маршруту Петербург - Новгород - Тверь - Москва - Брянск - Орел - Тула - Москва - Тверь - Петербург *** 22 сентября стартовал пробег по маршруту Рига - Кенигсберг. Победил Карл Рейхштейн на машине "Бренабор". *** Октябрь. Опубликованы данные таможенной статистики по ввозу автомобилей в Россию: 1902-37                                          1907-1049 1903-71                                          1908-13651904-115                                        1909-15651905- 103                                       1910-26361906-595                                        1911-3851 *** Опубликован "Проект правил устройства и содержания в Москве гаражей, мастерских при них и помещений для хранения бензина". *** 14 октября. Вошли в силу "Правила езды на автомобилях в Одессе" (взамен обязательного постановления от 18 июля 1903 года), изданные Одесской городской Думой. *** Ноябрь. Техническое бюро "Эрг" торгового дома "Брандт и К°" получило представительство для Московского региона американских автомобилей "Кейс" главный склад которых находился в Одессе. *** Декабрь. В Санкт-Петербурге образовалось Акционерное Общество "Самокат" для перевозки повсеместно в России грузов на автомобилях". 1913 13 января. ИРАО провело соревнования "автомобильных саней" по снегу. *** Техник И.Тюрин получил охранное свидетельство на "способ и приспособление для защиты разбрызгивания грязи экипажными колесами". *** 20 января. Повторные соревнования "автомобильных саней". *** АО "Лаурин-Клемент" открыло в Москве самостоятельное центральное управление, главным директором которого назначен Луи Тучек. *** 10 февраля. Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб провел гонку по льду Петербург - Кронштадт - Петербург. *** 8      третьем номере журнала "Автомобиль" напечатана статья А.Нагеля "Франция и Германия", где дается анализ положения автомобильных фирм этих стран на российском рынке. *** Март. Вышло третье издание книги Кузнецова "Курс автомобилизма". *** И.П.Пузырев на своем заводе строит автомобили для Военного ведомства. *** 26 апреля. ИРАО и "Товарищество Братьев Нобель" подписали договор, по которому станции и склады Товарищества должны снабжать автомобилистов горюче-смазочными материалами и предоставлять им обслуживание на всей территории России. *** 4    мая. Старт пробега Москва - Орел - Москва. *** 5    мая. Открытие IV Международной Автомобильной выставки в Санкт-Петербурге. *** 9 мая. "Звездный съезд автомобилистов в Москву". *** В журнале "Автомобиль" появилась статья, обосновывающая необходимость создания собствен­ной автомобильной промышленности в России. *** 14  мая. Гонка Санкт-Петербургского Автомобиль Клуба, на которой установлен российский рекорд скорости. *** 15  мая. Торжества по случаю десятилетнего юбилея ИРАО, посещение автомобильной выставки Николаем II. *** Одесское Автомобильное Общество провело второй автосалон в Одессе. *** Военное министерство приобрело с выставки медицинские автомобили для воздухоплаватель­ных частей. *** 26 мая. В Петербурге прошли соревнования "Гран-При России". *** 4 июня. Общее собрание ИРАО единогласно выбрало В.В.Свечина Почетным членом Общества. *** Вышел в свет ежегодник Московского Автомобильного Общества на 1912-13 годы. *** На Всероссийской выставке в Киеве работает автомобильный отдел. *** В Киеве появились два автомобиля "Общества скорой помощи". *** По проекту инженера Остроумова построен автомобиль-мельница с нефтяным двига­телем. *** 12-27 июня. Автопробег российских автомобилистов Москва - Берлин - Париж. *** 7 июля. Поездка Первого Русского Автомобильного Клуба по маршруту Москва-Дмитров. *** Техническое бюро "Бр. Кернер и К°" получило представительство германской фирмы "А.Хорьх и К°" и американской - "Крит" для Москвы, Центральной России и Харьковской, Екатеринославской и Таврической губерний. *** М.В.Любушкина совершила автомобильную поездку по Европе через Австрию, Бельгию, Гер­манию - всего 4 тысячи км. *** 21-23 июля. "Круговой пробег Царства Польского". *** Поездка Московского Автомобильного Общества в Волоколамск. *** 13 августа. Воронежское Общество Автомобилистов избрало журнал "Автомобилист" своим официальным органом. *** 18 августа. Верстовая гонка Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве. *** Балтийский Автомобиль и Аэро-Клуб получил право именоваться Императорским Балтийс­ким Автомобиль и Аэро-Клубом. *** 27 августа. Старт пробега Одесского Автомобильного Общества Одесса - Вознесенск - Елисаветград - Кременчуг - Каховка - Херсон - Николаев - Одесса. *** 28 августа. Старт пробега Москва - Харьков с участием представителей Полтавского, Сумского, Воронежского и Екатеринославского Автомобильных Клубов. *** Собрание московской Добровольной автомобильной дружины. *** 29 августа. На 14 версте Белгородского шоссе под Харьковом состоялась автомобильная гон­ка на версту с хода и с места. *** 30 августа - 4 сентября. Н.К. фон-Мекк с группой инженеров совершил поездку на 9 автомоби­лях "Мерседес" протяженностью более тысячи верст по трассе железной дороги Казань - Екате­ринбург. *** 4 сентября. Московская Добровольная автомобильная дружина выступила на маневры под Владимиром во главе с В.П.Рябушинским. *** 14-15 сентября. Пробег Москва - Ярославль - Москва. *** В Петербургскую Городскую Управу поступило предложение установить в местах стоянок про­катных автомобилей телефонные аппараты, чтобы такси можно было заказать по телефону. *** Московская пожарная команда приобретает для зимних выездов "автомобильные сани". *** Вышел в свет "Полный катехизис автомобильного дела" Саккария и Головачева. *** Военное ведомство строит в Санкт-Петербурге за Преображенской заставой гараж и мастерс­кие для Учебной автомобильной роты. *** Московское автомобильное Общество выпустило карты шоссейных дорог Москва - Рязань, Москва - Калуга, Москва - Смоленск - Рига, Москва - Новгород - Рига, Москва - Харьков - Воронеж. *** Военное министерство разработало законопроект об автомобильной повинности в России. *** Начало функционировать автомобильное сообщение между Петровским парком и селом Всехсвятское. *** Стартовал пробег Киев - Париж - Санкт-Петербург. *** Московская Городская Управа разрабатывает постановления о движении таксомоторов. *** 30 сентября. У деревни Верхние Котлы под Москвой прошла с участием военных "Двухверст­ная гонка с препятствиями по пересеченной дороге". *** Вышел в свет "Справочник Одесского Автомобильного Общества". *** А.П.Нагель на "Руссо-Балте" совершил поездку в 15 тысяч км по маршруту Петербург - Берлин - Париж - Барселона - Картахена - Алжир - Бискра - Тунис - Неаполь - Флоренция - Марсель - Париж. *** Октябрь. Группа московских промышленников вышла с ходатайством об утверждении Устава организуемой ими акционерной компании для грузовых перевозок. *** Комиссия о путях сообщения закончила рассмотрение проекта об обложении автомобилис­тов налогом на улучшение дорог в пользу земств. *** В Москве Н.А.Вельтсман открыл представительство фирмы "Испано-Сюиза". *** В Санкт-Петербурге составилась компания предпринимателей для организации автомобильного сообщения для связи окраин, не имеющих трамвая, с центром города. *** 14 ноября. Учебная автомобильная рота торжественно отпраздновала трехлетнюю годов­щину своего существования торжественным молебном, на котором присутствовал военный ми­нистр, парадом и банкетом. *** Дорожная комиссия Государственной Думы рассмотрела законопроект об автомобильном передвижении. *** Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве обратился в ИРАО за разрешением устроить "Международный звездный съезд автомобилистов в Москву" в июле 1914 года. *** В Москве на Большой Дмитровке открылось представительство, магазин и гараж Русского Акционерного Общества ФИАТ. *** Гласный Московской Думы A.M.Чудаков подал в Думу заявление по вопросу развития таксомо­торного движения в Москве. *** Фабричный склад компании "Лаурин-Клемент" в Москве переехал в собственное помещение. В Москве открылось представительство американской автомобильной компании "Оверлэнд". *** В Санкт-Петербург для проведения переговоров прибыл представитель "Бьюик Мотор" О.Беннет. *** 21 ноября. В Москве открылся магазин М.А.Капцова, состоявшего представителем фирмы "Опель". *** 29 ноября. Состоялось заседание ИРАО, посвященное выработке маршрута пробега на Императорский приз 1914 года. *** 14 декабря. В помещении Московского Автомобильного Общества состоялся семейный ве­чер членов МАО. *** На Сормовском заводе закончилось изготовление "автомобильных вагонов", предназначен­ных для обслуживания дачного и пригородного сообщений. *** Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб переехал в новое помещение на Боровой ули­це, д. 10. *** В Киеве вышел в свет первый номер журнала "Автомобильная жизнь и авиация". *** ИРАО известило все автомобильные клубы и общества, входящие в картель под его управлением, что они не имеют права общения с зарубежными автомобильными клубами, минуя ИРАО. *** 26 декабря. Семейная поездка членов Московского Автомобильного Общества на Сенежское озеро и в Новый Иерусалим. *** За 1913 год ИРАО выдало 560 триптиков - свидетельств для выезда за границу туристов-авто­мобилистов. 1914 Январь. Вышел в свет первый номер одесского автомобильного журнала "Южный автомоби­лист". *** В Санкт-Петербурге начал издаваться специализированный журнал "Шина". *** 1 февраля. ИРАО получает исключительное право присваивать автомобильным состязаниям статус всероссийских. *** Прошел съезд представителей союзных автомобильных организаций, объединившихся вок­руг ИРАО. *** 18 февраля. Император ознакомился с докладом "Об организации и предпочтительном развитии военно-автомобильного и воздухоплавательного дела в армии", представленным военны­ми через министра Сухомлинова. *** 8-10 апреля. Южнорусский Автомобильный Клуб в Харькове организовал пробег Харьков-Москва-Харьков. *** 12 апреля. Главное управление Генерального штаба разработало порядок формирова­ния 24 автомобильных рот и довело его до сведения Главного Военно-Технического Уп­равления. *** ИРАО предложило ввести новую систему расстановки верстовых столбов на дорогах России, т.к. старая не отвечала нуждам автомобильного передвижения. *** 18 апреля. Создана комиссия для выработки технических условий на поставляемые Военному ведомству автомобили. *** ИРАО возбудило ходатайство о понижении железнодорожных тарифов "на перевозки автомо­билей медленной скоростью". *** 11 мая. Поездка членов Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве в Звенигород. *** 29 мая -1 июня. Мотоциклетный пробег Москва - Санкт-Петербург - Москва (1300 верст). *** 1 июня. На 32-й версте Владимирского шоссе под Москвой прошла верстовая гонка Первого Русского Автомобильного Клуба. *** 5 июня. Старт пробега Москва - Киев - Москва. *** 6-8 июня. Пробег Киев - Гомель - Киев. *** 17-20 июня. Балтийский Клуб Автомобилистов в Риге организовал и провел пробег Рига -Москва – Рига. *** 6-8 июля. Московское Автомобильное Общество организовало пробег Москва - Ярос­лавль - Москва. *** 19 июля. Приказом № 435 по Военному Ведомству объявлена Военно-автомобильная повинность. *** 23 июля. ИРАО приступило к формированию санитарных колонн, ассигновав на это 7 тысяч руб. в месяц. *** 28  июля. Учебная Автомобильная Рота получила приказ о срочном сформировании автомо­бильной команды штаба Верховного Главнокомандующего. *** 29  июля. Учебная Автомобильная рота сформировала автомобильную команду при штабе VI армии. *** 30 июля. Сформирована автомобильная команда при Ставке Верховного Главнокоманду­ющего. *** 1 августа. Сформирована 6-я автомобильная рота. *** 4 августа. Вице-президент ИРАО В.В.Свечин созвал собрание Общества для обсуждения воп­роса об организации помощи больным и раненым воинам. *** Члены ИРАО добровольно записываются в ряды автомобильных рот. *** 7 августа. Организована комиссия Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве по при­влечению автомобилистов к перевозкам раненых. *** Южнорусский Автомобильный Клуб в Харькове организовал санитарную колонну и направил ее на фронт. *** Одесское Автомобильное Общество организовало автомобильный санитарный отряд. *** ИРАО организовало царскосельскую санитарную колонну. *** 22 августа. В Англию направлена комиссия по закупке автомобилей под руководством коман­дира Учебной Автомобильной Роты полковника Секретева. *** Сформирована 1-я мотоциклетная Рота. Сформирована 7-я автомобильная Рота. *** Полковник Веселов командирован для закупки автомобилей в Финляндию. *** 8 сентября. Сформирована 8-я автомобильная Рота. *** 16  сентября. Сформирован Санитарный транспорт при Учебной Автомобильной Роте. *** 21  сентября. Открылся лазарет Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве.Впоследствии открылось еще три. *** 22   ноября. На передовые позиции выехал Врачебно-питательный отряд Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве. *** 10 декабря. Летучий Санитарно-автомобильный отряд имени Императрицы Марии Федоров­ны отправился на фронт. *** 21 декабря. В аудитории Политехнического музея в Москве прошло заседание автомобильного отдела Императорского Русского Технического Общества, на котором Н.Р.Брилинг сделал док­лад об опытах использования спирта как топлива для автомобилей. *** В течение августа-декабря 1914 года автомобилисты Первого Русского Автоклуба в Москве перевезли от вокзалов в госпиталя и лазареты 18439 раненых. 1915 12 января. Передовой отряд Красного Креста № 28, сформированный Московским Автомо­бильным Обществом, открыл перевязочно-питательный пункт на фронте. *** 12-14 января. Отряд имени Императрицы Марии Федоровны получил боевое крещение. Часть его бойцов отмечена наградами за работу под огнем. *** Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве ходатайствует о разрешении выдавать права на управление автомобилем лицам, достигшим 18 лет, т.к. шоферы старших возрастов призваны в армию. *** Журнал "Автомобилист" избран официальным органом Московского Автомобильного  Общества. *** В Москве открылось новое агентство по продаже автомобилей "Милонов и К°". *** 17 февраля. В Москве в кинотеатре "Колизей" состоялся благотворительный вечер для сбора средств на содержание 28 передового отряда им. Императрицы Марии Федоровны. Собрано 4220 руб. *** Вновь организованные Полтавский Клуб Автомобилистов и Воронежское Общество Автомо­билистов обратились в ИРАО с просьбой принять их в союз русских автомобильных обществ и клубов. *** Журнал "Автомобилист" объявил, что в связи с войной он будет выходить в сокращенном объеме. *** Сформированная в Москве 5-я автомобильная рота переименована в Московскую автомобильную роту. *** 27 февраля. Утвержден устав Московского Общества Мотористов, которое раньше именовалось Московским Клубом Мотористов. *** Вышел в свет автомобильный справочник на 1915 год инженера Н.Г.Кузнецова. *** 17 апреля. Московское общество Мотористов избрало "Автомобилист" своим официальным органом. *** Опубликован "Проект обязательных постановлений о легковом автомобильно-извозном промысле в Москве" *** В Санкт-Петербурге на Невском  проспекте состоялось освящение лазарета Петроградского Автомобиль-Клуба. *** 26 апреля. II Летучий автомо6ильный отряд "Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве отправился на фронт. *** 11 мая. Московское общество Мотористов открыло летний сезон мотопробегом, в котором участвовали члены МОМ и офицеры Московской Военно-Мотоциклетной школы. *** 15 мая. В четырех лазаретах Московского Автомобильного Общества находится на излече­нии 147 раненых *** Бакинская Городская Управа возбудила ходатайство о разрешении выдавать водительские пра­ва лицам, достигшим 19 лет, вместо 21 года, как это было ранее. *** Под Москвой прошел пробег в село Нагорное, где состоялись соревнования на "самый эконо­мичный автомобиль". *** Представитель фирмы  "Испано-Сюиза" Н.А.Вельсман приобрел в собственность ремонтную автомобильную мастерскую бывш. Клейн. *** 31 мая. В Петрограде прошли мотоциклетные гонки на версту с хода. *** 1 июня. На 32-й версте Владимирского шоссе состоялась верстовая гонка. *** Московское Автомобильное Общество приступило к формированию очередного "Передово­го автомобильного отряда". *** Июль. Московское представительство фирмы "Форд" закрылось в связи с невозможностью доставки машин из-за океана. *** Все бывшие в Москве представительства немецких и австрийских автомобильных заводов окон­чательно и навсегда закрыты. *** Военно-Промышленный Комитет поднял вопрос о строительстве 5 частных автомобильных заводов в России. Особое Совещание по Обороне Государства одобрило это предложение. *** 14 июля. На РБВЗ в Риге собран последний автомобиль "Руссо-Балт". Завод эвакуируется. *** Сентябрь. Особое совещание по обороне государства поручило АО "В.А.Лебедев" постройку автомобильного завода в Ярославле. *** Октябрь. К началу месяца на приобретение автомобилей за границей израсходовано 100 миллионов рублей. *** Полковник Бобровский, командированный в Англию с целью изучения опыта автостроения, предлагает купить там автомобильный завод "Остин", перевезти его в Россию и начать выпуск автомобилей. 1916 Январь. Началось строительство автомобильного завода АО "В.А.Лебедев" в Ярославле. *** 24 января. Особое Совещание по обороне государства постановило заключить с Британским Инженерным Акционерным Обществом Сибири ("БЕКОС") договор на постройку завода по вы­пуску автомобилей с последующей передачей его в казну. *** Начал выходить журнал "Самоход" - первый в России орган военного автомобилизма. *** 18 февраля. Совет Министров рассмотрел вопрос "Об отпуске средств на заказ автомобилей для Военного ведомства". *** Март. В Петрограде работают два автомобиля, приспособленных для ремонта электросети городского трамвая. *** 16 марта. Вышел в свет "Автомобильный справочник и календарь" Н.Г.Кузнецова на 1916 год. *** Апрель. В Государственной Думе заслушан и принят к исполнению вопрос о создании соб­ственных автомобильных заводов. На театр военных действий отправлена первая партия бронеавтомобилей, блиндированных по системе штабс-капитана Мгеброва. *** 11 мая. Прошла гонка на версту, организованная Петроградским Автомобиль-Клубом. *** М.А.Отто предложил строить автомобильные кузова по упрощенной технологии из "фанер­ной переклейки". *** Август. Прошли испытания полугусеничного бронеавтомобиля, построенного на Путиловском заводе с использованием шасси "Остин". *** 7 октября. Официальный пуск автомобильного завода "В.А.Лебедев" в Ярославле. *** Ноябрь-декабрь. 11< пытания бронеавтомобиля конструкции штабс-капитана Поплавко. 1917 На 1 января в армии числился 20341 автомобиль. *** Февраль. Плановая дата ввода в строй казенного завода самодвигателей "БЕКОС" в Мытищах. Пуск отложен до полгого завершения строительства. *** Март. Намеченная дата пуска завода АМО. *** 9 июня. Флигель-адъютант В.В.Свечин вышел в отставку. *** 1 июля. Потребность в самоходах на начало второго полугодия 1917 года определялась автоотделением ГВТУ в 32450 штук. *** Август. Профессор М.Е.Жуковский прочел в Московском Математическом Обществе лекцию по теории динамики автомобиля. *** Ноябрь. Автомобильный завод в Ярославле встал. *** В конце 1917 - начале 1918 года прекратили работу все автомобильные Клубы и Общества России. Разумеется, приведенная здесь хроника далеко не полна. В нее не попали события, по разным причи­нам ускользнувшие из поля зрения автора. Кроме того, в нее не вошли события достоверность кото­рых вызывает сомнения. Тем не менее хочется надеяться, что со временем эта хроника станет гораз­до более полной. К. Шляхтинский "Мир из окна автомобиля"