Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Мотоцикл
HONDA CBR400RR
 
Цена: 3.000$
Пробег: км. , 1997 г.в.
Мотоцикл
KAWASAKI VULCAN 800
 
Цена: 8.700$
Пробег: км. , 2002 г.в.

По градам и весям родной земли (часть 2)

По материалам книги Константина Шляхтинского "Мир из окна автомобиля"   VIII Утомленный тяжелыми приключениями ночного пути, я заснул в превосходной воронежской гостинице, как убитый, и едва очнулся после полудня... Погода, хмурившаяся с утра, окончательно испортилась, и полил сплошной дождь. Выехали мы из Воронежа ранним утром и сейчас же за городом сели в невылазную грязь. Повторилась старая история, случавшаяся почти в каждом городе. Местные жители охотно и подробно рассказывали о дорогах и выезде из города, а на поверку оказывается, что никто ничего не знает. И слепо доверившись местным указаниям, мы почти везде долго не могли выбраться из города. К стыду многих автомобильных организаций и отдельных автомобилистов должен отметить, что дорог они не изучают и даже ближайших вовсе не знают. - Прекрасная дорога. Проедете прекрасно и через три часа будете на месте... Выезжаешь радостный и довольный - и попадаешь в ямы, откуда выбираешься только к вечеру. - Должен предупредить: дорога отчаянная - все сплошь рытвины и ухабы. Мы уже писали об этом, жаловались губернатору в земстве говорили! А на самом деле дорога оказывается, что твой паркет... К вечеру приехали в Оскол, и сразу же попали в толпу гулявших на погруженной во тьму главной улице жителей. Полагалась луна, и, вероятно, поэтому фонари не горели. - Где тут у вас гостиница? Получше, где бы остановиться и перекусить? - Поезжайте в собрание, - ответили нам из толпы. - Там губернатор, его посмотрите. Но испугавшись губернатора, мы отправились не в собрание, а в какие-то скромные, но, впрочем, очень чистые номера, где и переночевали... Утром я видел, как приготовляли на нашем дворе лошадей для губернатора и надевали им наши красные наушники. Суетилась полиция и обыватели, но из невзначай брошенных разговоров я вынес впечатление, что здешний губернатор пользуется любовью и уважением и его проезд по губернии не пугает, а приветствуется. Некоторую часть пути нам пришлось ехать впереди него. Я видел приготовления к встрече; крестьяне, завидев наш автомобиль, принимали нас за ожидаемое начальство и выносили хлеб-сооль. Мы усиленно махали руками и знаками указывали назад, после чего хлеб-соль ставились обратно на стол и крестьяне независимо надевали шапки. Чтобы не нарушать впечатления, мы при первой же возможности свернули в сторону... Переночевав в Белгороде, мы рано утром направились дальше на Харьков. Это было сплошное наслаждение. Погода великолепная, шоссе чудное, мы развивали местами скорость до 85 верст в час. Но приходилось быть очень внимательными. Здесь на шоссе устроены так называемые "лотки", углубления для стока воды. Издали они совершенно незаметны, а на большом ходу очень опасны. Что сказать про Харьков? Город красивый, университетский, торговый и пыльный. Очень красивые здания, нарядная толпа и, несмотря на удушающую жару, большое оживление на лицах. Но духота поражающая, дышать нечем, а раскаленный воздух улицы заставляет вас сидеть дома... Пробыв в Харькове сутки - здесь у нас была назначена дневка - и изрядно поскучав в бездействии, мы направились в Екатеринослав. Жара была свыше 50 градусов, а приходилось ехать по открытому проселку, среди полей. В этих случаях автомобиль незаменим: на нем не замечаешь зноя, зато на остановках сразу попадаешь в отчаянное пекло и ждешь не дождешься, пока поправят шину или подтянут какие-нибудь ремни у чемодана... В Екатеринослав прибыли мы довольно поздно и к гостинице добрались совсем в темноте: пришлось долго ехать по длиннющему железнодорожному мосту через Днепр, езда допускается только шагом. Миновав мост, автомобиль направился вдоль по тенистому бульвару, идущему во всю длину главной артерии Екатеринослава. У меня осталось впечатление, что весь город заключается в этой одной улице, утопающей в акациях, а все остальное - придатки, проулочки и переулочки. IX Эту главу мне хочется посвятить некоторым автомобильным мыслям, пользуясь тем, что Нагель великолепно правит машиной и мне совершенно не нужно следить за дорогой и автомобилем. К концу этой главы мы благополучно - в чем я не сомневаюсь - прибудем в Одессу. А пока займемся, как  говорят солдаты, словесностью. Уже с самого начала появления механических экипажей замечалось стремление конструкторов применить таковые для перевозки пассажиров и грузов... В последнее время правильные автомобильные сообщения имеются уже во всех странах мира и, как показывает статистика, почти везде получаются благоприятные результаты. Во Франции, Бельгии и Италии имеются несколько линий значительного протяжения (400-500 км), которые обслуживаются пассажирскими автобусами настолько же правильно и хорошо, как и линии железных дорог. Благодаря незначительности первоначальных затрат, требующихся для правильного автомобильного сообщения, по сравнению с таковыми же при устройстве линии железной дороги, а равно возможности немедленно открыть движение, автомобильные линии часто являются более выгодными, чем линии железной дороги или трамвая. В последнее время пассажирские автобусы появились кое-где и у нас в России. Наиболее употребительные автобусы для перевозки пассажиров в городах имеют 35-40 мест; для автомобильных междугородных линий обыкновенно употребляются 14-24-местные автобусы. Параллельно с развитием пассажирских автобусов замечается в последнее время быстрое развитие автомобилей грузовых, служащих для перевозки товаров и грузов всякого рода. Значительное развитие и распространение получили грузовые автомобили в Англии и Америке, где почти всякое крупное предприятие имеет грузовики для быстрой транспортировки товаров из мест их приготовления к вокзалам железных дорог или к пароходным пристаням, находящимся часто на больших расстояниях. Грузовые автомобили строятся самых разнообразных типов, причем полезная нагрузка бывает от 1/2 до 10 тонн на грузовик... Особенно важное и серьезное значение грузовые автомобили начинают получать для целей военных, где скорость доставки грузов играет важную роль. С целью выяснения всех преимуществ грузовиков для обслуживания армии во Франции, Германии и Англии ежегодно устраиваются испытания грузовиков. Подобные испытания устраивались и у нас учебной автомобильной ротой в Петербурге. Судя по данным эксплуатации грузовых автомобилей в разных странах, получается, что перевозка с помощью грузовиков обходится почти всегда дешевле конной тяги, особенно же рельефный результат получается, если требуется срочность доставки грузов и товаров... В России признание экономического и государственного значения автомобилизма прошло ускоренным темпом, главным образом благодаря настойчивой и неутомимой деятельности наших клубов и организаций, в особенности же стоящего во главе их Императорского Российского Автомобильного Общества. В 1909 году совершился решительный поворот во взгляде правительственных сфер на автомобилизм: развитие его было признано делом государственного значения. И с этой поры все более и более разрастается полезная деятельность Общества. Оно каждый год вносит что-нибудь новое в дело развития автомобилизма в России и привлечения к нему общественного внимания. Пробеги, состязания, выставки становятся все более и более интересными и начинают выходить за пределы собственного автомобилизма, являясь уже событиями культурного и государственного значения. Историк развития автомобилизма на Руси помянет добрым словом своим душу этого Общества - В.В.Свечина и славного моего спутника А.П.Нагеля. X В Одессу прибыли мы совсем благополучно, если не считать ужасного вида путешественников. Густая и липкая грязь покрывала не только автомобиль, но залепила очки, маски, и фигуры наши казались изваянными из высохшей грязи. От Екатеринослава и до самой Одессы шли дожди, пришлось ехать по совершенно раскисшему грунту. Вода была сверху и снизу, автомобиль постоянно загрузал, несколько раз приходилось вытаскивать его на руках и скорость движения была черепашьей. Но все-таки добрались мы без посторонней помощи, но в каком виде! Городовой, увидя на щегольской Дерибасовской улице наше грязное чудовище, сказал: "Эк вас угораздило! Купались, что ли?" Под толстым слоем грязи он не различил знаков нашего достоинства и не признал бедных спортсменов; среди сияющих улиц Одессы мы были как темное пятно на светлой ткани богатой мебели. К вечеру, отмывшись и переодевшись, мы приняли подобающий вид и даже фланировали по бульвару. Но машину нужно было основательно почистить, и здесь пришлось посидеть подольше. Вообще машина наша до сих пор служит превосходно, нет ни одной поломки, но пыль и грязь проникли всюду; впрочем, едем-то мы уже второй месяц. Шины оказались тоже очень хороши: в передних камерах у нас петербургский воздух и мы надеемся привезти его и в самый Петербург. Местный автомобильный клуб принял нас очень радушно, устроил особое заседание и угостил превосходным завтраком в лондонской гостинице. Дела молодой организации идут, по-видимому, хорошо. Но я слышал о недавних несогласиях и раздорах, чего не должно бы быть. И еще одно замечание: нельзя ездить по городу с такой быстротой, как ездят в Одессе. Я лично большой поклонник быстрой езды на автомобиле, она увлекательна и великолепна, благородный риск ее захватывает и опьяняет. Но если можно рисковать своей жизнью, то не следует рисковать чужими. Чем виноваты гуляющие по улице обыватели и дети, очень легко могущие попасть под колеса машины при диких виражах и преступной скорости. Я видел шестидесятисильную машину, несущуюся вечером без фонарей по улице; считаю, подобное явление совершенно некультурным и непростительным. На моих глазах был печальный случай с другой машиной. Я слышал о нескольких недавних случаях подобного рода. И, наконец, подъезжая к Одессе, можно видеть памятник жертве неосмотрительной езды. Все это, вместе взятое, вовсе не служит развитию автомобилизма, а скорее наоборот. Если сами автомобилисты еще не усвоили этого, их следует связать строгими правилами и драконовскими взысканиями без всякого сожаления. Но зато, кто меня утешил, так это здешняя автомобильная дружина. Дружинники только что вернулись с войсковых маневров. Я говорил с наиболее ярким дружинником - М.П.Дмитриевым. Если все они относятся к делу с таким же увлечением, как он, то одесская дружина имеет хорошее будущее. Дмитриев, член Г. Думы, человек с солидными средствами и независимый, ярый поклонник автомобилизма. Он устроил здесь превосходный гараж и прекрасно оборудованные мастерские, целую автомобильную фабрику, и является серьезнейшим пионером автомобильного дела на юге. Приятно видеть, что начинающееся и уже прочно поставленное крупное дело находится всецело в русских руках. Побывав в мастерских Дмитриева, я отправился посмотреть склад и гараж сельскохозяйственных машин Кейса. Этот склад, а вернее постоянная выставка, хорошо известен в России и мне советовали посмотреть его многие из помещиков, с которыми приходилось встречаться в пути Вопрос о механической вспашке начинает все более и более интересовать землевладельцев; большие экономии уже переходят к нему, а крестьяне на остановках автомобиля, часто спрашивали меня: "Можно ли приспособить его к работе в поле?" Видимо, это вопрос не такого далекого будущего и, во всяком случае, для нас очень существенный... Что сказать про Одессу? Про ее значение и красоты писалось еще недавно так много, что вряд ли можно прибавить что-нибудь новое. XI Из Одессы мы выехали довольно поздно. Автомобиль, постепенно надбавляя ход, мчится по улицам. Мимо, стремглав, бегут богатые дома, кафе, оживленная толпа - на смену выскочили невзрачные лачуги, грязные заводские здания и нечесаные уличные ребятишки. Но вот и поле. Прекрасная грунтовая дорога вьется перед нами, то поднимаясь в гору, то змейкой сбегая вниз. Впереди, в клубах пыли мчится машина с одесситами, любезно вызвавшимися показать дорогу. Увы! Здесь повторилась старая история. Одесситы, оживленно жестикулируя, спорили о дороге. Наконец они остановились. - Вот мы и приехали. Вы видите железную дорогу? Вон там группа деревьев и переезд, видите? Переедете рельсы и все прямо, прямо, никуда не сворачивая, это ваша дорога. Мы поблагодарили и, напутствуемые громкими восклицаниями, тронулись дальше. Вот группа деревьев, а вот и переезд. Шлагбаум закрыт; попыхивая дымком, проходит наш старший длинный брат-поезд, плача множеством вагонов. Наконец путь свободен. Мы переезжаем рельсы и видим перед собою прямую, как стрела, дорогу в... Одессу. Пришлось ехать назад и только благодаря доброму стрелочнику выбрались мы на настоящую дорогу. Киев, стольный град святого Владимира, мать городов русских!.. Побывал я в Киеве на выставке. Что сказать про нее? Прежде всего то, что в самой организации ее была допущена крупная ошибка: Всероссийская выставка должна организовываться правительством, и никто иной не может и не должен брать на себя подобные общеимперские устройства. Поэтому-то и вышло так, что как киевская выставка она была хороша, но как Всероссийская - не удалась... Гвоздем выставки оказался павильон Строгановского училища с его прямо-таки великолепными экспонатами. Меня более всего интересовали отделы автомобильный и авиационный. Первый был представлен довольно полно, но после недавней Петербургской международной выставки о нем много говорить не приходится. ...Кто меня утешил, так это мой старинный знакомый Кейс. В его павильоне устроили кинематограф, показывающий живьем работу земледельческих машин, молотилок и тракторов этой фирмы. Громаднейшие тракторы, живо напоминающие допотопных чудовищ, каждый час любовались на свое живое изображение, а вместе с этими ихтиозаврами любовалась и публика, во множестве посещающая этот павильон. Неподалеку от Кейса поместилась фирма "Проводник". Здесь очень остроумно устроены были государственные гербы: один - из галош, другой - из набоек, третий - из сосок и четвертый - из игрушек... XII Основательно отдохнув в Киеве, мы отправились дальше, в Гомель. Самая трудная часть нашего путешествия окончена, и невозможные грунтовые дороги, в грязи которых утопал наш автомобиль, отошли в область воспоминаний. Мы мчимся по превосходному шоссе, нам не страшны теперь ни непогода, ни глубокие колеи, ни предательские ухабы и лужи. Но именно теперь, когда небольшой дождь был бы приятен, снова установилась жаркая погода, и мы едем в тучах пыли под безоблачным небом и палящим солнцем. Есть и другая неприятная сторона пути: беспрестанно попадаются гвозди, безжалостно протыкающие шины, иногда приходится вынимать их из покрышек по пяти, по шести штук сразу. Но шоссе, действительно, великолепно. Оно гладко, как паркет, и содержится с большой тщательностью и вниманием, особенно в Черниговской губернии. В местах, где оно ремонтируется, устроены хорошие объезды с фашинными настилами на топких местах, с прекрасными мостиками и заборчиками. Нужно проехать столько, сколько проехали мы по проселкам и грунту, в непогоде, слякоти, ненастье и вдоволь помучиться по гатям, болотам и разным загогулинам, чтобы оценить всю трогательную заботливость и внимание черниговского земства. Впрочем, это было то земство, которое завело у себя автомобиль... Увы! В Гомеле нас ожидало неприятное известие: вследствие бакинской забастовки бензин повысился в цене чуть ли не вдвое. Но делать было нечего, и, запасшись бензином и вакуум-олем, который был благороден и не повысился в цене, мы наутро отправились дальше. Дорога до Могилева была так же хороша, как и раньше, но мы чуть было не миновали самый город: он лежит в стороне от шоссе и нужно сделать порядочный крюк, чтобы въехать в его белые ворота. Здесь, по-видимому, автомобиль еще до сих пор составляет довольно редкое явление, судя по тому, как сильно пугались лошади при нашем появлении. А у подъезда гостиницы "Бристоль", куда мы заехали перекусить, собралась порядочная толпа народа, тщетно разгоняемая городовыми... Подкрепившись в Могилеве сытным завтраком, направились прямо в Витебск, где был назначен по расписанию ночлег. Но по дороге пришлось остановиться в Орше, чтобы вытащить из шины пуды завязших в нее гвоздей, - день езды по шоссе. Таких остановок было немало, можно было построить целый гвоздильный завод. Все-таки в Витебск прибыли засветло, ибо временами развивали скорость до 90 верст в час - так приятно нестись по шоссе и сознавать, что приближаешься к Петербургу. В Витебске наутро произошла драма: нас забыли разбудить вовремя и вместо семи пришлось выехать в десять часов, а перегон был очень большой. Мы, изрыгая проклятия, набросились на номерного. Но гнев наш улетучился, когда мы узнали, что он в одно и то же время и управляющий, и лакей, и номерной, и статист в шантане, и мы с размягченными сердцами поехали дальше по залитой ярким солнцем дороге. Дорога от Витебска до Опочки очень хороша: шоссе приведено в великолепный вид еще к международному пробегу 1911 года... На полдороге до Пскова, во время завтрака в Невеле, автомобиль окружила толпа ребятишек, шумевших и галдевших около машины; через несколько минут к нам явилась депутация с просьбой дать напрокат автомобиль проехать по городу. - Вы не беспокойтесь, - мы заплатим, сколько назначите... В Псков мы приехали часам к десяти вечера, хотя и под дождем, мокрые, но без малейшей усталости: ехать по хорошему шоссе даже и в непогоду совершенно не трудно. Наутро к нам присоединился на своей машине один из местных Эдиссонов, инженер Герц. Он изобрел керосиновый карбюратор особой системы, приладил его к автомобилю и, желая испытать его, поехал с нами до Риги и обратно на керосине. Карбюратор его выдержал это испытание блестяще, и мы не без зависти смотрели на Герца, ехавшего на своей машине, не жалея керосина, тогда как нам приходилось покупать бензин по 7 руб. 50 коп. за пуд... По дороге в Ригу мы сделали остановку в Стоп-Адзеле. Это единственная на всю Россию автомобильная станция. Здесь можно закусить, получить бензин, поставить мотор, отдохнуть и даже переночевать с полным комфортом и самыми незначительными расходами. А в Риге нас ожидала помпезная встреча - обе рижские автомобильные организации и администрация Русско-Балтийского завода на своих автомобилях, и длинный ряд машин всевозможных систем сопровождали нас до остановки... Балтийский Аэроавтомобиль-Клуб не допустил нас остановиться в гостинице и радушно отвел квартиру в превосходном своем помещении на Школьной. На другой день мы посетили Русско-Балтийский вагонный завод, единственный крупный автомобильный завод в России. Он был основан в 1866 году неким Ван-дер-Зипеном из Кельна и вначале представлял собою только отделение немецкого завода. Здесь собирались отдельные части вагонов и производились мелкие кузнечные работы. Затем уже стали строить вагоны. Завод расширился и сделался самостоятельным. Операции увеличились, были выпущены акции, в дело вошли русские капиталисты, и предприятие стало русским. По настоящее время заводом было выпущено 100000 вагонов, т.е. 1/5 часть всех вагонов, обращающихся в России; сейчас завод строит в год до 6000 товарных и 500 пассажирских вагонов, причем товарный изготовляется в 6 дней. Собственно, автомобильный отдел был заведен как подспорье в то время, когда заказы на вагоны временно понизились; оборудование мастерских в этом направлении было почти готовое, нужно было только приспособиться и найти людей. В настоящее время мастерские оборудованы превосходно и автомобильное дело на заводе поставлено достаточно прочно. На первоначальную постановку было затрачено 1300.000 руб., а за три года работы расходовалось 300-400 тыс. руб. в год. Теперь дело расширяется еще больше, и новые кредиты, ассигнованные правлением, составляют солидную сумму - около 2000000 руб. Таков новый и единственный крупный автомобильный завод в России. Говоря о нем, нельзя не вспомнить добрым словом председателя совета М.В.Шидловского, уже тринадцать лет, стоящего во главе дела. Человек русской складки, в лучшем смысле этого слова и русский с головы до ног, он энергично и твердо ведет завод по пути расширения операций и качественного и количественного улучшения производства, и в настоящее время уже имеются отделы автомобильный, военно-обозный, авиационный, земледельческих машин, производства вагонов и т.д. Изделия "Руссо-Балта" (таково название завода в просторечии) говорят сами за себя. Нынешний пробег был сделан на русско-балтийском автомобиле - машина покрыла расстояние почти в десять тысяч верст, из них шесть тысяч по грунту, и пришла в превосходном виде; в общей сложности, она сделала шестьдесят две тысячи верст без ущерба для себя. Говоря о Риге, следует сказать и о заводе резиновых изделий и автомобильных шин "Проводник". Это - громадное предприятие с многомиллионным годовым оборотом; основанное всего 25 лет назад, оно приобрело прочную и солидную репутацию. Достойно замечания, что до сих пор "Проводник" употреблял иностранную материю, как основу шины. В настоящее время завод выработал свою собственную, и последняя по качеству не хуже заграничной, что подтверждается цифровыми данными и опытом нашего последнего пробега. XIII Распростившись с гостеприимной Ригой, 24 августа мы выехали обратно в Псков, куда и прибыли к вечеру. Герц, проводивши нас на своей керосинке до самой гостиницы, затащил нас к себе на чаепитие. Этот удивительный человек не ограничился чудесными своими опытами с карбюратором и демонстрировал нам пианолу собственного изобретения. Вот уж поистине и швец, и жнец, и на дуде игрец! Но пианола действовала превосходно... Распрощавшись с милым хозяином и опустошив у него все банки с вкусным вареньем, поздней ночью вернулись мы к себе в гостиницу, а утром отправились дальше в Петербург. Перед самым отъездом мы посетили мастерскую все того же Герца. У него нечто вроде крохотного автомобильного завода. Автомобиль этот завод не построит, но починки произведет какие угодно и когда угодно. Но вот мастерская осмотрена. Пора трогаться в путь. Александр заводит машину, стремглав бросается на заднее сиденье, и автомобиль наш снова мчится по шоссе. Мы едем домой по торной дороге, по широкому укатанному шоссе. Через каких-нибудь три-четыре часа мы будем уже в Петербурге, и кончен наш длинный, долгий, богатый впечатлениями всякого рода путь. Даже автомобиль понимает это. Он шумит как-то по-особенному, в этом шуме слышны и горделивые нотки, и весь он как-то похорошел и как-то подтянулся. Здесь в Пскове встретил нас приехавший из Петербурга автомобиль и присоединился к нам, чтобы провожать до Петербурга... В самом деле, нельзя не прийти к заключению, что автомобильные пробеги как военные, так и частные, как групповые, так и одиночные, несомненно, имеют большое государственное значение. Что автомобильное дело, вообще, имеет подобное значение, это стало почти аксиомой. Отдельные же пробеги содействуют, во-первых, развитию этого дела в стране, а во-вторых, самым могущественным образом влияют на изучение дорожного вопроса вообще и на исправление дорог в частности. А при нашем бездорожье и огромных пространствах подобное изучение является прямо-таки необходимостью. Последний наш пробег доказал, что автомобиль может пройти по всякой дороге - и по шоссе, и по грунту, зачастую совершенно заброшенной и неисправной... Ну а автомобиль в военном отношении?.. Довольно представить себе, что на автомобиле можно в несколько часов переброситься на двести, а то и на триста верст, чтобы понять его роль в будущей войне... Ну а городское грузовое движение? Давно бы пора нашим городам или хотя бы столицам перейти на грузовое автомобильное движение. Этапы в этом направлении установить не трудно, они могут быть хотя бы следующими: 1. Удешевление провоза и соблюдение интересов потребителя, ибо с меньшим количеством людей повезут больше груза и быстрее - один грузовик равняется приблизительно 3-5 подводам. 2. Разгрузка и упорядочение уличного движения, ибо займут меньшую площадь улицы и на меньшее время в особенности на мостах. 3. Сохранение мостовых, ибо меньше будут изнашиваться, благодаря резиновым шинам, и можно будет применять более прочные типы. 4. Города примут хотя бы некоторый культурный вид, ибо прекратится отвратительная ругань дрогарей, как средство, облегчающее лошадиную работу, и исчезнет класс первобытных дикарей. 5.  Оплата труда лучше, а потому можно создать лучшие условия для жизни работника, что чрезвычайно важно для города во всех отношениях. Можно развить эти положения и найти новые; можно найти и способы, и средства осуществить на деле эту мысль. Но вот дорожки наши, дорожки-то плоховаты! Приходится с грустью констатировать всю близорукость и однобокость преследовавшейся до сих пор в области нашего дорожного строительства политики. Едва занявшись в начале минувшего столетия более или менее правильной постройкой шоссейных дорог, правительство весьма скоро забросило работу в этом направлении, обратив почти исключительно все внимание на развитие сети железных дорог. Превосходя все другие государства по пространству и численности населения, Россия оказывается на последнем месте по длине шоссейных путей... Всем известно влияние бездорожья на экономическую и духовную жизнь главной опоры нашей сельскохозяйственной страны - русского крестьянства... Не окажется ли фантастичным для какого-нибудь иностранца предположение, что целая деревня может в течение нескольких месяцев представлять собой какой-то остров, отрезанный от всего живого, а между тем в нашей прекрасной и богатой стране существуют такие уголки, сообщение которых с миром совершается лишь по проложенным через леса и болота тропинкам... Однако я заговорился о дорогах, а тем временем мы уже успели подойти к Луге. Тут нас встретило еще несколько автомобилей. Конечно, все вместе гурьбой направились сделать передышку на вокзал, где и закусили, чем Бог послал... В Гатчине нас ожидала автомобильная рота с шампанским и теплой речью ее командира. Этот знак внимания был нам очень приятен и вознаградил за все лишения и невзгоды пути. А к Петербургу мы подкатили во главе длинной колонны сопровождавших нас машин. Подъехав к Исаакиевской площади, месту финиша, мы совсем сконфузились: вся площадь чернела народом, и из-за всех углов щелкали "Кодаки" и кинематографщики крутили свои вертушки. Кто-то что-то кричал, кто-то кому-то аплодировал, какие-то незнакомые дамы целовали нас. Нам поднесли воз цветов. И, утопая в цветах, мы видели представителей правления Балтийского завода в общем хоре восклицаний, передавших нам привет и благодарность...   В. Гейман По материалам книги К. Шляхтинского "Мир из окна автомобиля"