Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Мотоцикл
SUZUKI SKY WAVE 250
 
Цена: 3.500$
Пробег: км. , 2002 г.в.
Мотоцикл
HONDA STEED 400
 
Цена: 2.700$
Пробег: 16600 км. , 1994 г.в.

1900 -1907 годы

По материалам книги Константина Шляхтинского "Мир из окна автомобиля" За Лугой - Петербург последовала очередная классическая гонка Москва - Петербург, в которой на этот раз участвовали не только трехколесные моторы, но и большие автомобили, а именно: г. Мази на коляске "Старлей" и г. Генрих, новый директор фирмы "Клеман" в Петербурге, на машине "Морс". Но, увы, ни тот, ни другой дистанции не кончили... Победителем же на трехколеске оказался, как и на гонке Луга - Петербург, энергичный Дешан, прошедший 650 верст в 26 часов 17 мин и, таким образом, побивший рекорд г. Мази на 15 мин. Рекорд г. Дешана для трехколески стоит и теперь во всей своей неприкосновенности. 2-го июля 1900 года было устроено у Красного Села на знаменитом подъеме со стороны Стрельны испытание на способность моторов подниматься на гору. Состязание это, устроенное впервые по примеру французских "состязаний на подъем", дало весьма ценные результаты, доказав все преимущества автомобилей с переменными передачами перед простыми трехколесками, такими передачами не снабженными. Участвовали в гонке на подъем все тогдашние практикующие автомобилисты, причем особенно отличились г.г. Беляев (коляска "Vivinus" 31/2 л.с- 4 мин 21 4/5 сек), Пруссаков (коляска "Дион" 3 мин 30 1/5 сек), Лаврентьев и другие. Через несколько дней, 23 июля, состоялась вторая стоверстная гонка журнала "Самокат", к сожалению, далеко не отличавшаяся тем успехом, что первая. Время, показанное в 1899 году г. Мази (2 ч 43 мин 38 сек), осталось непобитым, да и по числу участников (4 трицикла и 1 автомобиль) гонка уступила первой стоверстной гонке. Первым окончил дистанцию в 100 верст неутомимый г. Дешан в 2 ч 53 мин 30 сек. Вторым пришлось прийти мне, благодаря отчасти сильному встречному ветру, отчасти столкновению с теленком, никак не желавшим дать мне дорогу. На четырехколесном моторе окончил дистанцию г. Фомин в 4 ч 33 мин 50 сек, а на автомобиле системы "Морс" в 6 сил пришел г. Барбэ, показав время в 3 ч 57 мин 20 сек, и получил главный приз Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича. Гонка прошла не без приключений: г. Барбэ "задел" корову, а я, как было сказано выше, погнул вилку трехколески о флегматичного теленка. Ветер был сильнейший, что и сказалось на времени гонщиков. Зато на следующей гонке между Нарвой и Петербургом мне удалось получить первый приз, Гонка эта, состоявшаяся 30 июля 1900 года, была организована С.-Петербургским Велосипедно-Атлетическим Обществом. Конкурентов было немного: кроме моей - две трехколески Дешана и Степанова, да автомобиль г. Генрика, прошедший дистанцию в 140 верст чуть ли не в 12 часов. Дешан на этой гонке был вторым из-за шин. Степанов - третьим. Мне же удалось с некоторым опережением проскочить ямбургский мост общий как для железной, так и для шоссейной дороги: за мной закрыли шлагбаум ввиду подходившего поезда и, таким образом, бедный Дешан, шедший за мной колесо в колесо, оказался невольно брошенным. Время же мое на дистанции в 140 верст вышло 4 часа 11 мин. Господин Генрик, стартовавший на двухместной коляске системы "Морс" в 5 сил, в норму не попал и приехал в Лигово, где был финиш, только вечером, потеряв массу времени на починку шин. Публики на этой гонке было очень мало. Закончился 1900 год гонкой, тоже весьма интересной для автомобильного дела. На этот раз блестяще была доказана возможность двигаться на автомобилях не только на горы по снегу, но в трескучий, чисто "русский" мороз. Эту зимнюю гонку организовал молодой, только что народившийся журнал "Спорт", издававшийся А.П.Нагелем, симпатии которого к автомобилизму ни для кого не составляли тайны. "Спорт" решил устроить гонку в декабре месяце 1900 года, но волею судеб в этот памятный день температура оказалась самая "неавтомобильная", а именно 27 градусов холода. Но русские спортсмены не унывали. Гонка Царское - Стрельна - Царское (40 верст) состоялась при участии двух автомобилей: коляски "Клеман", на ней ехали г. Барбэ и я, и коляски "Гладиатор", на которой стартовал г. Генрик с шофером. На трехколеске шел г. Сурмец, окончивший дистанцию в 1 ч 46 2/5 сек. Коляски тоже показали недурное время, несмотря на то что были снабжены водяным охлаждением, от которого в такой мороз мотористы ожидали всяческих осложнений. Так закончился 1900 год, блестяще доказав всю практичность бензиновых двигателей. Гонки за это время сыграли видную роль, обратив внимание публики на автомобилизм и доказав нашим сонным спортсменам, что при желании и маленьком проявлении энергии и организаторских способностей даже такой новый и "сложный", как автомобильный, спорт может сравнительно также хорошо развиваться, как и за границей, несмотря на наличие неблагоприятных условий. Интерес к состязаниям все увеличивался и, главным образом, потому, что в них принимали участие фирмы - "конюшни", как говорили спортсмены. Таких "конюшен" было три: фирма "Клеман - Гладиатор" гонщики г.г. Генрик, Барбэ, Дешан и я, "Старлей", г.г. Мази, Алексеев и "Победа", г.г. Танский, Сурмец, и борьба их в каждом состязании представляла несомненный спортивный и коммерческий интерес. Гонки без участия фирм немыслимы, так как частным лицам участие в них прямо не по силам, и в этом смысле нельзя не пожалеть об исчезновении наиболее спортивных торговых домов "Клеман" и "Старлей", так печально повлиявшем на развитие у нас автомобильного спорта. Максимума развития гонки достигли в 1901 году. Начался сезон традиционной зимней гонкой Общества велосипедной и автомобильной езды, по счету третьей и последней. Состоялась она 4 марта и никакого успеха не имела, так как занесенная снегом дорога, вернее сказать, дороги вовсе не было, и оттепель делали работу моторов немыслимой. Участвовали в ней одна коляска "Клеман" (г. Барбэ), один четырехколесный двухместный мотор (г. Генрик) и две трехколески г.г. Алексеева и Сурмеца. Маршрут гонки был следующий: Александровка - Гатчина - Красное Село - Стрельна - Александровка, всего около 65 верст. Кончил дистанцию первым г. Сурмец в 3 часа 58 с половиной минут, причем под конец мотор пришлось вести в руках. Коляска и четырехколеска прибыли только к вечеру. Остальные участники гонки не закончили. Во время весенних велосипедных состязаний в Михайловском манеже моторы (двухколески) с успехом служили для лидирования. В особенности отличился тут г. Постников. 29 апреля журнал "Самокат" устроил свою первую весеннюю гонку между С.-Петербургом (Ульянка) и Гатчиной. Участников набралось порядочно, в особенности автомобилей. Трехколеска была только одна. Первым прошел дистанцию в 68 верст г. Генрик на большом автомобиле "Морс" в 6 с половиной сил, показавший время 2 ч 37 мин. Вторым был Мази на легкой коляске "Старлей" в 2 ч 42 мин, третьим г. Постников на трехколеске (2 ч 51 мин) и наконец четвертым -г. Фомин на четырехколесном моторе (2 ч 52 мин 30 сек). Остальные дистанции не окончили. 13 мая на Волхонке происходили соревнования на версту, особенного интереса не представлявшие, вследствие сильнейшего ветра и малого числа участников. Публики было весьма мало, и организация гонки по точности взятого времени оставляла желать весьма многого. 3 июня молодой и энергичный журнал "Спорт" организовал 40-верстную гонку, совершенно не удавшуюся, вследствие проливного дождя. Тем не менее в ней приняли участие г. Танский на коляске 8 сил и г. Сурмец на трехколеске в 4 силы, прошедшие указанную дистанцию: первый в 1 ч 31 мин 10 сек, а второй в 51 мин 7 с половиной сек. Время это долго считалось "рекордным". 10 июня состоялась гонка "вверх-вниз" журнала "Самокат" на том же месте, где и в 1900 г. Для более точного получения времени был устроен телефон, впервые применяемый для сигнализации со старта на финиш и обратно. Несмотря на телефон, с автомобильной точки зрения результат был плачевный, так как на испытании участвовал один лишь г. Крупский, поднявшийся в 2 мин 23 3/5 сек. Очевидно, наши автомобилисты готовились к гонке Москва - Петербург и раньше времени сил тратить не желали. Гонка Москва - Петербург назначена была на 1-е июля и происходила под патронатом Общества велосипедной и автомобильной езды, причем весь пробег совершался без всякой остановки в один перегон, а не в два, как раньше. Стартовали в Москве: г. Мази, имея спутником вашего покорного слугу и механика, на автомобиле "Старлей-Бертран" в 6 с половиной сил; г. Танский - на коляске "Ришар" в 8 сил, имея с собой двух механиков; г. Алексеев с механиком на коляске "Старлей-Дион" в 3 2/5 силы и г. Сурмец на трехколесном моторе в 4 силы. Из них окончил дистанцию только г. Мази - едва попав в норму, остальные же гонку бросили: г. Танский - под Тверью, из-за шин, г. Сурмец - там же, наскочив на камень, а г. Алексеев в Новгороде, поломав ось коляски. Это была последняя "всероссийская", если можно так выразиться, гонка Москва - Петербург. Следующие две гонки в 1907 и 1908 годах носили уже вполне международный характер. Неудачу описываемой гонки Москва - Петербург можно объяснить как плохой организацией, так и слабостью машин. Любопытна судьба автомобиля-победителя этой гонки. Машина была продана в Порт-Артур, работала во время осады крепости на аванпостах и затем при сдаче попала в плен к японцам, где находится, вероятно, и поныне. Закончился 1901 год классической гонкой Луга - Петербург, прошедшей довольно удачно. Лавры победы на ней стяжал себе директор нового, только что открывшегося склада автомобилей г. Рене Милло, прошедший всю дистанцию на коляске "Даррак" в 6 с половиной сил в 4 ч 40 мин. Вторым был Капустин, начинающий автомобилист-любитель - 5 ч 7 мин на небольшой колясочке "Гладиатор". Гонки прошли вполне успешно и реноме автомобилей, поколебленное гонкой Москва - Петербург, снова было восстановлено. Таким образом, мы видим, что в 1901 году постепенный переход от трехколески к мотору-экипажу делается все заметнее, и вместе с тем участие в гонках, особенно на большие дистанции, частных лиц делается все более и более затруднительным по массе расходов, риску поломать дорогую машину и затруднительности доставить ее к старту. Луга - Петербург, повторенная в 1902 году, была последней гонкой на большую дистанцию, и последующие гонки, если и проходили на порядочное расстояние, назначались всегда "с поворотом". То же самое, впрочем, происходило и за границей, где от больших интернациональных состязаний (Париж - Берлин, Париж - Вена, Париж - Мадрид) постепенно перешли к состязаниям закрытым, более безопасным и наглядным для публики. 1902 год ознаменовался выходом в свет еженедельного журнала "Автомобиль" под редакцией А.П.Нагеля. Весна 1902 года была отмечена также организованной в Михайловском манеже Всероссийской выставкой предметов спорта. Автомобилизм на ней представлен был довольно слабо, и потому на выставке спорта останавливаться долго не будем, отметив только, что выставка дала сильный толчок развитию мотоциклеток, в довольно значительном числе на ней экспонировавшихся. Гонок в 1902 году было гораздо меньше, чем в 1901 году, который в этом смысле является рекордным и теперь, и гонки эти (их было всего две) обе происходили осенью и почти на одну и ту же дистанцию, и притом обе были организованы спортивными изданиями: первая "Самокатом", вторая - "Автомобилем". Гонка "Самоката" 25 августа происходила между Стрельной и Красным Селом (туда и обратно) и собрала довольно значительное число участников, причем преобладали автомобили. Победил г. Барбэ на коляске в 10 сил - 28 мин 45 сек, г. Беляев на коляске в 12 сил прошел на 7 минут тише из-за соскочившей цепи. В разряде колясок менее 8 сил победителями были француз Сибильот на автомобиле "Панар - Левассор". Господин Бекель на 20-сильной коляске "Гоброн - Брилле" потерпел крушение на повороте у Волхонки из-за лопнувшей шины. Раздача призов проводилась на Стрельнинском циклодроме. Гонка журнала "Автомобиль" состоялась 26 сентября на дистанции Стрельна - Красное Село - Гатчина и обратно. Причем старт был дан в Стрельне на Волхонке с тем, чтобы пробег в Гатчину и обратно составлял ровно 60 верст. Первым окончил гонку г. Сурмец на автомобиле "Ришар" в 10 сил в 1 ч 25 мин 42 сек. Вторым на таком же автомобиле был г. Барбэ 1 ч 42 мин 38 сек, третьим г. Коровин на "Панар - Левассор" в 24 силы 1 ч 43 мин 50 сек, потерявший массу времени из-за шин, обрывками которых он усеял всю дорогу. Господин Фарих потерпел крушение из-за погнутой о собаку рулевой тяги, а г. Крафт на паромобиле "Серполлэ" показал время около двух с половиной часов с полным комплектом пассажиров. Этой же осенью появился в Петербурге приехавший прямо из Парижа знаменитый автомобиль-вагон "Паспарту" со своими не менее знаменитыми путешественниками гг. Кудель и Левисом. Встреча им была устроена самая радушная, и в честь интересных гостей была устроена интересная общественная поездка в Петергоф и обратно. Все более распространявшиеся слухи об учреждении автомобильной корпорации разрешились учреждением двух спортивных обществ: Российского Автомобильного Общества и С.-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК), деятельность которых началась, собственно, только в 1903 году. В том же году началось, несмотря на наличие двух клубов, постепенное падение автомобильного спорта. Больших гонок совершенно не устраивалось, а происходили исключительно гонки верст на 40 по Волхонке или попытки побития рекордов. Особенно замечательны были в 1903 году следующие испытания, на которых мы вкратце и остановимся: 27 апреля - первая общественная поездка СПАК на Волхонку и установление следующих рекордов. На версту с места: г. Коровин ("Панар" 24 силы) - 1 мин 19 2/5 сек. На версту с хода г. Коровин - 1 мин 4/5 сек. 1 июня опять состоялась гонка, организованная СПАК по Волхонке на дистанцию 23 версты на мотоциклетках. Первый - г. А.Ефрон 30 мин 55 сек. Состязание 26 июня состоялось также по расписанию СПАК и заключалось в испытании на 1 версту и на подъем у Красного Села. Одну версту с места удачнее всех прошел г. Фарих в 1 мин 23 3/5 сек. На мотоциклетках лучшее время показал г. Ефрон в 1 мин 20 сек. На подъеме у Красного Села в полторы версты лучшее время среди колясок показал г. Фарих 3 мин 1 сек, а среди мотоциклеток - г. Ефрон 3 мин 4 сек. Перед отъездом на красносельский подъем все присутствовавшие проводили трех туристов, отправившихся на 12-сильном автомобиле системы "Ришар", принадлежащем г. Капустину, в Ревель. Вместе с ними отправились председатель С.-Петербургского Автомобиль-Клуба В.А.Рейс, Б.Постников и механик. В Ревель путники прибыли вполне благополучно на другой день вечером, открыв этой поездкой целый ряд путешествий, сделанных г. Капустиным как по России, так и за границу. На этих путешествиях, доказавших возможность существования русского автомобильного туризма, мы еще остановимся, а сейчас перейдем к спортивной хронике 1904 года, так как в 1903 году более никаких гонок не состоялось. Весной 1904 года среди петербургских и московских автомобилистов прошел слух о грандиозной автомобильной манифестации, а именно - гонке Петербург - Москва - Киев. Это громадное состязание должно было быть организовано Московским Клубом Автомобилистов совместно с Российским Автомобильным Обществом, причем предполагалось участие спортсменов из Варшавы и даже из Парижа. К сожалению, эта грандиозная затея, встретившая, кстати сказать, довольно скептическое отношение со стороны некоторых серьезных спортсменов, хорошо знающих условия и трудности организации таких гонок, осуществиться не могла, и в 1904 году испытаний автомобилей было так же мало, как и в 1903, но зато впервые в России была достигнута скорость почти 100 верст в час по шоссе. Летний сезон СПАК открылся 36-верстной гонкой по Волхонскому шоссе, назначенной на 17 мая. Пробег происходил от Стрельны до ст. Александровки и обратно. Хорошую скорость на этой дистанции показал г. Солдатенков на своем гоночном автомобиле "Лина" ("Бразье" 50 сил), прошедший 36 верст в 32 мин с секундами, т.е. со скоростью более 70 верст в час. Господин Фарих на автомобиле той же фирмы в 16 л.с. прошел ту же дистанцию в 42 мин. То же время показал и г. Капустин на трехсильной мотоциклетке системы "Саролеа". 18 июля на той же неизменной Волхонке состоялась знаменитая отныне в истории русского автомобильного спорта верстовая гонка, во время которой г. Солдатенков на той же машине "Лина" чуть-чуть не установил 100-верстный рекорд. "Чуть-чуть" это тем более досадно, что до полных 100 верст в час не хватило всего 1/5 сек, так как г. Солдатенков прошел 1 версту с хода в 36 1/5 сек, что дает свыше 104 км. Второй попытки побить свой собственный рекорд г. Солдатенков не делал. Из остальных участников г. Сибильот на машине "Гоброн-Брилле" в 25 сил показал время в 53 1/5 сек, автомобиль "Серполлэ" (паровой) -1 мин 1 сек, г. Донье на мотоциклетке - 50 2/5 сек. В категории легких колясок г-жа Вальтон на автомобиле "Жорж-Ришар" в 10 сил прошла версту с хода в 1 мин 58 сек, установив впервые в России дамский рекорд. Закончился 1904 год интересной гонкой Луга - Стрельна, состоявшейся, несмотря на малоблагоприятную погоду, и заменившей классическую гонку Луга - Петербург. Стартовали в Луге под проливным дождем три автомобиля и три мотоциклетки, из них дистанцию до Стрельны г. Донье на "Гоброн-Брилле" в 25 сил прошел в 2 ч 50 мин, вторым был г. Капустин на 12-сильной машине. Из мотоциклеток дошел один г. Пископ на машине "FN". Остальные дистанции не закончили. Кстати сказать, норма была слишком высока, около 35-25 верст в час, в зависимости от силы машины, что не могло не отразиться на общем уровне состязания. В 1905 году состоялись всего две незначительные гонки, организованные СПАК: первая -10 июля для мотоциклеток на приз имени Б.Постникова на дистанцию в 10 верст, выигранная г. Сихвониным, и вторая -17 июля, во время которой г. Донье на версту с хода показал скорость в 44 сек, что дает более 83 верст в час. Из колясок лучшей оказалась П.Беляева - "Ришар" в 16 сил, прошедшая версту с хода в 1 мин 7 4/5 сек. Наконец в 1906 году состоялась всего одна автомобильная гонка, организованная редакцией журнала "Автомобиль". Гонка имела сравнительный успех и проходила на дистанцию в 100 верст из Царского Села через Гатчину до села Рождественно, где был поворотный пункт, и обратно до Царского. Она показала, что при желании и некоторой энергии у нас можно организовать автомобильные манифестации. Публики как автомобильной, так и посторонней было достаточно, особенно в Гатчине, где с нетерпением ожидали проезда гонщиков. Из больших автомобилей первым дистанцию окончил г. Фарих на машине "Бразье" в 15 сил в 1 ч 36 мин 20 сек, из мотоциклистов первым был Донье в 1 ч 47 мин 15 сек, упавший по дороге и закончивший гонку на запасной машине. Гг. Фарих и Лыжин на машине "Дековиль" в 16 сил прибыли на гонку из Москвы, причем совершили этот рейд вполне благополучно. Кроме испытаний на скорость, необходимо отметить также за тот же "исторический период" несколько поездок более мирного характера, если так можно выразиться, из которых всякий элемент соревнований был исключен. Поездки эти, совершенные в течение 1902-1905 годов как по России, так и за границей русскими автомобилистами, несомненно доказали всю возможность пробега огромных дистанций на автомобилях даже средней силы. Совершены они были почти исключительно молодым и энергичным членом СПАК - К.И.Капустиным на своей верной машине "Ришар-Бразье" в 12 сил, причем некоторые из них, например рейды Петербург - Псков, Петербург - Москва, состоялись в самое неблагоприятное время года - осенью - зимою 1904 года. Наиболее интересное из них, бесспорно, путешествие на гонку Кубка Гордон - Беннета 1904 года во Франкфурте-на-Майне и обратно в Петербург. Кроме того, пробег от русской границы до Петербурга был также совершен в 1903 году автомобилем г-жи Локерт, "Паспарту" г.г. Куделя и Левиса в 1902 году и некоторыми другими, доказавшими, что и до Северной Пальмиры добраться на автомобиле можно и притом без особенных усилий. На этом мы и заканчиваем наш обзор русского автомобильного спорта. Твердо надеемся, что вновь намеченный "утилитарный" путь спорта... продолжит дело развития русского автомобилизма, первый период которого мы только что рассмотрели. В. Михайлов "Из былого" По материалам книги К. Шляхтинского "Мир из окна автомобиля"