Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Квадрацикл
ATV Arctic Cat НА ЗАКАЗ
 
Цена: 6.000$
Пробег: км. , 0 г.в.
Мотоцикл
KAWASAKI VULCAN 800
 
Цена: 8.700$
Пробег: км. , 2002 г.в.

Автомобильный профиль на книжной обложке

По материалам книги Константина Шляхтинского "Мир из окна автомобиля" Перед тем как вы, уважаемые читатели, познакомитесь с воспоминаниями русских автомобилистов, необходимо сказать несколько слов об авторах, чьи произведения вошли в настоящий сборник. Так уж получилось, что самым известным из них является спортсмен-автомобилист и журналист Андрей Платонович Нагель. Связано это прежде всего с тем, что он долгое время был издателем крупнейшего русского автомобильного журнала "Автомобиль", с победами в международных ралли, поездками по разным странам и континентам и, конечно же, с тем, что в большинстве из них он пользовался автомобилем отечественного производства - знаменитым "Руссо-Балтом". Родился Андрей Платонович 2 марта 1877 года. Закончил Петербургский университет, получив специальность юриста. Некоторое время он служил в Министерстве Путей сообщения и лелеял мечту когда-нибудь сесть за руль. Автоспорт увлекал Нагеля, он присутствовал на многих соревнованиях, в том числе и на первых в России гонках 11 октября 1898 года. Одновременно молодой юрист сотрудничал в ряде спортивных журналов, где и появились его первые отчеты о состязаниях самодвигателей. В 1900 году Нагель решил попробовать себя в роли редактора-издателя и начал выпускать собственный журнал под названием "Спорт". Выходил он еженедельно небольшим тиражом, объемом всего в 16 страниц. Современники писали, что "больших претензий журнал не имел, но имел много знающих сотрудников, издавался по-любительски, но весело, давал много сведений и иллюстраций". Естественно, что редактор не скрывал своих автомобильных симпатий и информация о самодвигателях была на страницах "Спорта" постоянной и исчерпывающей. Со "Спортом" связано целых два года журналистской деятельности Андрея Платонови-ча. Но освещение различных видов спорта - борьбы, атлетики, футбола и т.д., не удовлетворяло Нагеля. Сердце его принадлежало автомобилю, а потому в 1902 году под его руководством на петербургском горизонте появился "единственный в России орган автомобилизма" - журнал "Автомобиль", который на первых порах для завоевания популярности бесплатно высылался всем автомобилистам страны. Новое издание было благожелательно принято заинтересованной публикой и вскоре стало распространяться по подписке. Оценивая качество журнала, известный спортивный журналист Г.Дюперрон отмечал: "Журнал ведется очень толково и интересно для автомобилистов-техников". "Автомобиль" выходил до 1917 года и был одним из ведущих отечественных специализированных изданий своего времени. Почти одновременно с журналистской (весной 1900 года) началась и спортивная карьера Андрея Нагеля. Тогда он впервые стартовал в гонке Луга - Петербург на трехколеске фирмы "Старлей" и, согласно воспоминаниям очевидцев, так успешно взял старт, что обошел даже фаворита гонки - француза Дешана. Но удача вскоре отвернулась от новичка. На восьмой версте маршрута, налетев на острый камень, Нагель распорол шину и был вынужден сойти с дистанции. В дальнейшем Андрею Платоновичу удавалось совмещать (и весьма успешно) свои увлечения журналистикой и автомобильным делом. Судите сами, кроме "Автомобиля", он в разные годы выпускал журналы "Двигатель", "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь" и некоторые другие. Кроме того, в 1910 году Нагель напечатал, а в 1911 году переиздал "Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания". Одновременно он являлся деятельнейшим членом Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО) и Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба, входя в Комитеты правления обоих. Не обошли стороной Нагеля и автосалоны, проходившие в России. "Автомобиль" был в числе организаторов самого первого из них в 1907 году. В 1908 году он вместе с компаньонами совершил свою первую крупную автомобильную поездку по маршруту Петербург - Париж - Венеция - Петербург. Об этом путешествии Нагель поведал читателям на страницах "Автомобиля". Отрывки из его путевого очерка помещены в сборнике. Годом позже состоялась еще одна поездка по Европе. На сей раз только в Париж и обратно. В 1910 году Андрей Платонович стартовал в Пробеге на Императорский приз на автомобиле Русско-Балтийского завода в Риге. Машина не подвела, а потому Нагель решил осенью совершить еще один пробег и испытать "Руссо-Балт" на более серьезной трассе Петербург - Рим. Нужно сказать, что то был первый выезд за границу автомобиля отечественного производства и одновременно первый пробег наших автомобилистов, снимавшийся на кинопленку. Русские автомобилисты успешно преодолели все трудности маршрута и, миновав по пути несколько стран, в том числе и Швейцарию с ее горными перевалами, успешно финишировали в Риме. Не удовлетворившись этим, путешественники решили проехать до Неаполя - еще 600 верст. Там, желая проверить возможности "Руссо-Балта", а может быть и прорекламировать лишний раз российскую продукцию, Нагель решил взобраться на своей машине на... Везувий. Самое удивительное - это ему удалось! Автомобиль по тяжелой дороге дошел до обсерватории. Впрочем, сам спортсмен и его спутники считали, что спуск с горы был значительно труднее и рискованнее, нежели подъем. Затем экипаж "Руссо-Балта" ждала обратная дорога - через Рим на Петербург. На всем протяжении поездки Нагель с любой оказией посылал телеграммы в "Биржевые ведомости", которые достаточно подробно освещали ход пробега. Первое крупное путешествие на русском автомобиле открыло "эру Руссо-Балта". Вслед за ним последовало участие в ралли Монакского Автомобильного Клуба. Стартовав в Петербурге 31 декабря 1911 года, Нагель со своим напарником Вадимом Михайловым успешно завершили маршрут, завоевав общее девятое место и специальный "Приз выносливости". Затем спортсмен повторил свой успех в ралли Сан-Себастьян в августе-сентябре 1912 года, также завоевав "Кубок выносливости" и приз. Небезынтересно, что Андрей Платонович, пожалуй, первым в истории российского спорта удостоился не только спортивной, но и государственной награды - ордена Св. Анны третьей степени. Его пожаловал Император за ралли в Монако. Ну а 1913 год стал еще одной вехой в истории отечественного автомобилизма. И связано это тоже с именем Нагеля. Я имею в виду пробег по Европе и Африке вместе с Евгением Кузьминым и Борисом Никифоровым. А между этими грандиозными путешествиями - участие в соревнованиях и в качестве гонщика, и в качестве судьи, рекогносцировочные поездки для определения маршрутов пробегов на Императорский приз, большая работа в Императорском Автомобильном Обществе и журналах. С началом мировой войны Андрей Платонович активно участвовал в работе Военно-Технического комитета, а после революции уехал за границу. Рассказав о Нагеле, нельзя не вспомнить и его соратников - спортсменов и журналистов. Таких, например, как Евгений Михайлович Кузьмин. О его деятельности известно гораздо меньше. Между тем он стоял у истоков как отечественного автоспорта, так и автомобильной журналистики. Достаточно сказать, что Евгений Михайлович начал работать в "Автомобиле" с момента его основания. Годом позже он активно участвовал в организации Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба. По его инициативе было создано Техническое бюро этого Клуба. Кузьмин был одним из активнейших автоспортсменов своего времени и задолго до Нагеля совершил ряд заграничных путешествий. В 1902 году на автомобиле он съездил на гонку "Паспарту", в 1903 - поездка из Парижа в Санкт-Петербург, а годом позже на гонку "Гордона Беннета". 1905-й ознаменовался для Кузьмина автомобильным путешествием в Венецию, не считая разъездов по матушке-России, а в 1907-м он повторил свое "парижское приключение". Казалось бы, достаточно для одного человека, но нет - Евгений Михайлович в 1907 году покидает Европу и первым из отечественных автомобилистов "открывает Черный материк". Разумеется, что описания этих путешествий появляются как на страницах "Автомобиля", так и отдельными книжками. Именно Кузьмин сопровождал Нагеля в знаменитой поездке по Средиземноморью и Африке в конце 1913 года, плодом этого путешествия стала книжка "По Африке на автомобиле", вышедшая в следующем году в Петрограде. По помещенным в настоящем издании отрывкам из нее можно судить о незаурядном таланте Кузьмина-журналиста и художника, ведь иллюстрации к своей книге Евгений Михайлович сделал сам. Помимо всего, Евгений Кузьмин - постоянный автор целого ряда английских и французских автомобильных изданий. Даже из столь краткого описания видно, каким замечательным журналистом и мастером руля был этот человек. Не случайно Нагель непременно брал его в состав экипажа в своих самых рискованных поездках и, нужно сказать, выбор его был верным. А вот в знаменитом рейде Петербург - Монако напарником у Андрея Платоновича был Вадим Александрович Михайлов. Он тоже относится к славной когорте первых автомобилистов России. Свои опыты с "двухколесным мотором" он начал еще в конце прошлого века. На его глазах прошла "Первая зимняя гонка моторов", а во второй - Михайлов уже завоевал первый приз, обойдя даже более опытных иностранцев. Вслед за этим Вадим Александрович выиграл гонку Нарва - Петербург, занял второе место в "Стоверстной гонке", участвовал в пробеге Москва - Петербург, брал призы и в других соревнованиях. Обладая цепкой памятью и бойким пером, Михайлов оставил на страницах "Автомобиля" свои мемуары о первых годах отечественного автоспорта, написанные с любовью к делу и отличным знанием вопроса. Много работая в редакциях журналов (а кроме "Автомобиля", он участвовал в "Двигателе" и "Аэро и автомобильной жизни"), Вадим Александрович проводил и общественную деятельность, будучи активным членом Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба. Он, кстати сказать, одним из первых поднял в прессе вопрос о необходимости развития отечественной автомобильной промышленности и немало сделал в этом направлении. Как видим, "семейство" автомобильных журналистов вложило весомый вклад в историю российского автомобильного дела, не только пропагандируя механические экипажи на страницах своих изданий, но и садясь за руль. А вот автор книги "Из Парижа в Москву на автомобиле" Петр Климентьевич Энгельмейер не был профессиональным литератором. Он - инженер, представитель технической интеллигенции, энциклопедист, философ. В советский период его "забыли" как ученого, а между тем он, наряду с немцами Э.Каппом, Ф.Боном и французом Дюркгеймом, был зачинателем целого философского направления - философии техники. Даже сам термин "философия техники" в научный обиход в русской среде был введен Энгельмейером. Петр Климентьевич Энгельмейер родился в 1855 году в Рязани. С детства проявилась склонность к технике, поэтому, вероятно, он и поступил в Императорское Московское Техническое Училище, курс которого закончил в 1881 году, получив диплом инженера-механика. Поражает разносторонность интересов молодого инженера. О ней говорят названия его статей, публиковавшихся в технических журналах. Здесь и газонефтяное производство, и использование светильного газа в двигателях, проблемы, связанные с юридической и творческой стороной изобретательства, экономическое значение техники и автомобильное дело. Работы Энгельмейера написаны отличным языком, легко читаются. Кажется нет задачи, которая ему не по плечу. Одним из первых он попытался осмыслить процесс эволюции техники и подвести итог технического развития человечества. В 1898 году вышла его книга "Технический итог XIX века", где он ставит и подробно разбирает вопросы о целях и средствах развития техники, ее отношениях с наукой и искусством, рассматривает проблемы технического творчества. В ней же он высказывает мысль о том, что человек уже давно живет в искусственно созданной им самим среде и практически разучился жить вне ее. Отношения с этой средой, то, какими средствами она создается - предмет исследований Энгельмейера. Там же он отмечает, что, кроме массы достижений (электричество, телеграф, механический транспорт и т.д.), XIX век породил новый слой общества. Это техническая интеллигенция -инженеры и техники. Определяя их роль в обществе, Энгельмейер пишет: "На долю инженера выпадает деятельность творческая и направляющая, на долю техника - исполнение". Одним из первых Петр Климентьевич осознал, что на протяжении "века пара и электричества" машина из средства, облегчающего труд человека, превратилась в цель его деятельности, что уходящий век прошел под девизом покорения природы с помощью машин, он задумался о последствиях этого покорения. Много времени отдавал Энгельмейер и проблемам, связанным с техническим творчеством. Как внутри нашего сознания идет творческий процесс, какие этапы этого процесса существуют, каковы результаты каждого этапа? Каковы отношения творческой личности и среды ее окружающей, как эта среда влияет на творчество? Почему одно изобретение сразу внедряется в жизнь, а другое, несмотря на свою очевидную полезность, с трудом пробивает дорогу? Взгляды на эти и другие вопросы Петр Климентьевич изложил в книге "Руководство для изобретателей", вышедшей в 1897 году. Интересно, что когда она попала в руки Льву Толстому, тот счел своим долгом послать благоприятный отзыв автору. Согласитесь, далеко не каждый мог удостоиться положительной оценки великого писателя и мыслителя! Энгельмейер не был сухим кабинетным ученым-теоретиком. У него были "золотые руки", он работал на предприятиях Германии и Франции и вообще много путешествовал по Европе, свободно владел несколькими языками. Автомобиль был его инженерным интересом и в то же время увлечением. Как и в науке, здесь он тоже многого достиг. Достаточно сказать, что Энгельмейер был единственным иностранцем в Комитете первой в мире автомобильной гонки Париж - Бордо - Париж в 1895 году. Всеми путями он пропагандировал новое средство передвижения, понимая, что будущее за автомобилем. В конце века появился ряд его статей в иностранных и отечественных журналах на автомобильные темы. Несколько блестящих докладов в Московском Политехническом Обществе и Французском Обществе Туристов на темы автомобильных поездок отметили этот период жизни. Пик творчества Энгельмейера пришелся на начало XX века. Именно тогда он опубликовал работы, сделавшие его имя известным: "Теория творчества" (1910) и "Философия техники" (1912). В тот же период он обобщил свои взгляды на творчество в книге "Творческая личность и среда в области технических изобретений". Книги Энгельмейера были изданы за рубежом, а его самого пригласили на философский конгресс в Болонью, где он выступил с тремя докладами. На это же время приходится и пик его автомобильной активности. В 1908 году вышло пособие по устройству механических средств передвижения, которое так и называлось "Автомобиль, мотоциклет и моторная лодка". Книга стала одним из первых учебников для начинающих автомобилистов, написанных отечественными авторами, и выдержала несколько изданий. Осенью того же года Энгельмейер едет в Париж за новой машиной, а затем вместе со своим пятнадцатилетним сыном возвращается на автомобиле в Москву, миновав по пути Францию, Германию, Чехию. Проделав весь путь за рулем и лично ремонтируя автомобиль, Петр Климентьевич остроумно описал свое путешествие и снабдил это описание собственными фотографиями и рисунками. Так получилась книга "Из Парижа в Москву на автомобиле". А с весны следующего года он начал читать курс автомобилизма в Императорском Московском Техническом Училище, где преподавал много лет. Пожалуй, это был первый опыт подготовки автомобильных специалистов с высшим образованием в России. Тогда же он организовал и шоферские курсы, для которых выпустил интересные пособия. Они были рассчитаны на людей, не имеющих высшего или специального образования, и написаны простым языком. Одно из них так и называлось "Катехизис шофера", где в виде вопросов и ответов давались теоретические и практические советы водителям, сдающим экзамен на право управления автомобилем. Будучи преподавателем Технического Училища, Энгельмейер много времени отдавал тому, чтобы научить своих студентов не только творчески мыслить, но и юридически защищать плоды своего труда. С этой целью он издал в 1911 году "Руководство к привилегированию изобретений". Там он говорил об особенностях патентования изобретений и советовал "... привилегировать нужно принцип, схему, а не конкретный аппарат, это расширяет права изобретателя". За годы работы в Училище Петр Климентьевич воспитал целую плеяду инженеров, которые заложили фундамент отечественного автостроения. После революции Энгельмейер не уехал из России, а остался в Москве, где жил долгие годы на Тверской улице в доме № 75. Почему не уехал? Кто знает. Возможно, сказался преклонный возраст, а возможно, не захотел оставить родину, учеников, несмотря ни на что. В годы советской власти теоретические разработки по философии техники никого не интересовали, и Петр Климентьевич постепенно оказался не у дел, хотя время от времени по-прежнему читал лекции, писал книги. В 1925 году вышла его книга "Как надо и как не надо изобретать". По сути дела, это были выжимки из его прежних работ, рассчитанные на малоразбирающегося в технике, но стремящегося открыть что-то новое молодого изобретателя, которого ему хотелось направить в нужное русло. В начале тридцатых вышло еще несколько брошюр. Возраст брал свое, творческая активность падала. Постепенно его забыли как ученого. Тем не менее имя Петра Климентьевича Энгельмейера вошло в историю мировой науки и техники как имя философа, педагога и инженера с большой буквы. А вот о полковнике Василии Васильевиче Геймане - авторе книги "По градам и весям родной земли", известно гораздо меньше. Принадлежа к когорте первых отечественных автомобилистов, он участвовал в ряде крупных соревнований, выиграл несколько призов на гонках и был уважаем современниками как беспристрастный спортивный судья. Известно также, что Гейман вел большую работу в автомобильных обществах и активно выступал за распространение самодвигателей в армии. В 1913 году Василий Васильевич вме-те с Нагелем совершил на "Руссо-Балте" поездку, целью которой была разведка маршрута для очередного пробега на Императорский приз. Как известно, пробег, для которого делалась рекогносцировка, не состоялся из-за начавшейся в 1914 году войны, и поездка оказалась, как тогда говорили, без положительных последствий. Зато в ее ходе родилась книга, на страницах которой было рассказано обо всем увиденном и испытанном. Но самым таинственным из авторов этого сборника является некто А. Гарри, написавший воспоминания участника гражданской войны "Человек и машина". Все сведения о нем ограничиваются вышесказанным. Возможно, что это даже не настоящее имя автора, а литературный псевдоним. Что касается самого рассказа, то он был напечатан в одном из номеров журнала "За рулем" за 1929 год. Ну а теперь пора предоставить слово русским автомобилистам, которые расскажут о времени и о себе.   Константин Шляхтинский. "Мир из окна автомобиля"