Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Мотоцикл
KAWASAKI ZEPHYR1100
 
Цена: 3.100$
Пробег: км. , 1993 г.в.
Мотоцикл
KAWASAKI VULCAN 800
 
Цена: 8.700$
Пробег: км. , 2002 г.в.

Машины военных лет

Боеспособная армия немыслима без средств передвижения, среди которых важную роль наряду с железнодорожным, воздушным и водным транспортом играет также и транспорт автомобильный. В нашей стране за годы первых пятилеток было создано современное автомобилестроение – в Москве, Горьком, Ярославле выросли заводы, способные производить ежегодно до 200 тысяч машин разных типов. Это оказалось немаловажным фактором а обеспечении Победы в Великой Отечественной войне. Основные модели машин, которые использовались в Красной Армии, начали выпускаться перед войной. За годы военных действий, в сжатые сроки, советские специалисты создали ряд новых конструкций, модернизировали прежние, быстро наладили их производство. Очень большие трудности возникли из-за вынужденного перебазирования на восток предприятий с территорий, временно захваченных врагом. Эвакуировать пришлось и заводы автомобильной промышленности, а также многих их смежников. Так, московский ЗИС (ныне ЗИЛ) 10 декабря 1941 года получил приказ эвакуироваться на Урал и в Поволжье. 15 декабря производство автомобилей на заводе прекратилось; люди, оборудование, оснастка были направлены в Миасс, Ульяновск, Челябинск, Шадринск. На восток с ЗИСа ушло 7708 вагонов и платформ с 12800 единицами оборудования. Но прошло немногим более четырех месяцев, и перебазированный в Миасс цех моторов уже развернул их выпуск, а с главного конвейера в Ульяновске стали сходить грузовики ЗИС-5, Чуть позже, в июне, восстановилось производство этих машин в Москве. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в годы войны давал фронту грузовики, джипы, машины специального назначения, а также вооружение и боеприпасы, ГАЗ вместе с ЗИСом был основным поставщиком автомобильной техники. Враг отдавал себе отчет, какую важную роль играли эти заводы для Красной Армии, В июне — июле 1943 года фашистская авиация совершила 25 воздушных налетов на ГАЗ, в результате которых он серьезно пострадал. Благодаря героизму автозаводцев за 100 дней был выполнен такой объем восстановительных работ, который в обычное время потребовал бы не менее года. Люди работали по 18-19 часов в сутки. К ноябрю 1943 года ГАЗ возобновил производство машин. Суровые условия военного времени заставили инженеров оперативно пересмотреть конструкцию ряда автомобилей. Поставщик тонкого стального листа завод «Запорожсталь» был эвакуирован и на новом месте выпускал более нужную для фронта продукцию. Пришлось сталь для кабин грузовиков ЗИС и ГАЗ заменить деревом и брезентом. Машины получили угловатой формы крылья, более простые в изготовлении и ремонте. С этой же целью отказались от тормозов на передние колеса, откидных бортов грузовой платформы. Грузовики военных лет поступали на фронт нередко с одной, левой, фарой — светотехники не хватало, ока нужна была и для танков, и бронеавтомобилей, и артиллерийских тягачей. Когда был выведен из строя завод-смежник, поставлявший эбонитовые рулевые колеса, за несколько дней их конструкцию пересмотрели, и на машинах появились «баранки» с деревянным ободом. О том, как оперативно работали в годы войны конструкторы, можно судить по такому факту. Джип ГАЗ-64 был спроектирован менее чем за два месяца. Ведущий конструктор машины В. А. Грачев создал ее по принципу детского «конструктора»: скомплектовал джип из джипов уже освоенных моделей — ГАЗ-61, ГАЗ-ММ, ГАЗ-М1. Столь же быстро наладили и серийное производство этого автомобиля; после модернизации в 1942 году он выпускался под индексами ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б до 1953 года. С  первых  дней  войны легковые  машины и автобусы уступили место на конвейерах грузовикам и другой технике. В их числе находились полугусеничные автомобили ЗИС-42, бронеавтомобили БА-64Б, гусеничные тягачи Я-12, санитарные автобусы и другие машины. Волею обстоятельств автомобильный парк Красной Армии в годы войны не отличался большим разнообразием. Основными моделями были ГАЗ-ММ, ЗИС-58, ГАЗ-67Б, ГАЗ-55, ГАЗ-61, ЗИС-42. На них устанавливали двигатели лишь трех базовых конструкций: ГАЗ-М, ГАЗ-11 и ЗИС-5 и шины четырех основных размеров. Это значительно облегчало снабжение запчастями и ремонт. Некоторое количество автомобильной техники в годы войны мы получили из США, Канады и Англии. Это были в большинстве своем сложные машины, требовавшие квалифицированного ухода, высококачественных бензина и масел. Лишь немногие зарубежные марки автомашин зарекомендовали себя в трудных условиях                                                                                эксплуатации с хорошей стороны: это «студебеккеры»,  «виллисы»,   «доджи». Фронтовые водители с благодарностью вспоминали очень надежный,  неприхотливый   и   простой   по  устройству  наш  ЗИС-5В. Этот грузовик, состоявший из четырех с половиной тысяч деталей, можно было разобрать и отремонтировать без сложного инструмента. Машина работала на любом бензине и масле, легко запускалась в мороз, отличалась прекрасной проходимостью и была на редкость живуча. Высокую репутацию завоевали джипы ГАЗ-67: очень устойчивые на поворотах, маневренные, с хорошим запасом тяги. В войсках находились и легковые автомобили ГАЗ-61, с четырьмя ведущими колесами. Эти машины использовались как командирские машины, они были у таких, в честности, известных военачальников, как Г. К. Жуков, И. С. Конев, С. К. Тимошенко и другие. Даже по современным требованиям ГАЗ-61 имеет отличную проходимость, хорошие тяговые качества. К началу Великой Отечественной войны автомобильный парк Красной Армии насчитывал около 273 тысяч машин. Наряду с транспортными автомобилями — грузовиками ГАЗ-ММ, ЗИС-5, ЯГ-6, машинами повышенной проходимости — ГАЗ-ААА, ЗИС-6, ЗИС-32, ГАЗ-60, ГАЗ-61 были и специальные машины; ГАЗ-55 — для перевозки раненых, ЗИС-12 с зенитными и прожекторными установками, а также бронеавтомобили БА-1О и БА-20. За 47 месяцев боевых действий наши заводы выпустили свыше 300 тысяч автомобилей, причем главным образом модернизированных или новых моделей: ГАЗ-64, ГАЗ-67, ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-44 и других. Когда война победоносно закончилась, Красная Армия располагала около 665 тысячами автомобилей, то есть имела почти в два с половиной раза больше машин, чем перед началом войны. Как признание большого вклада автомобилистов в победу над фашизмом высится под Брянском памятник воинам-водителям: стоящий солдат и рядом — фрагмент автомобиля. И хотя памятник — это обобщенный образ, по форме колеса, крыла, капота двигателя угадывается легендарный грузовик ЗИС-5В. Немало этих машин стоит сегодня на пьедесталах почета в разных местах нашей Родины: Киеве и Запорожье, Осиновце и Тучкове… Бережно хранит наша страна машины, которые принимали участие в Великой Отечественной воине. В автомобильном отделе Политехнического музея и Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, Мемориальном комплексе в Киеве и Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде, музее «Дорога жизни» в Осиновце, на Курской дуге, в Волгограде, Орше стоят бесценные экспонаты: БА-64, ГАЗ-ММ, ГАЗ-67, ЗИС-6, ГАЗ-М1 и другие автомобили. Они, как и самолеты, ганки, пушки, корабли, сработанные советской индустрией, помогли нам выстоять и победить.   Инженер Л. ШУГУРОВ. Журнал "Наука и жизнь"