Наш адрес:
г. Москва, ул.Барклая д.8 (ТЦ "Горбушка")
Посмотрите нашу схему проезда

Email: atlas-motors@mail.ru


 
  Rambler's Top100

Полезные ресурсы:

 
Квадрацикл
ATV Arctic Cat НА ЗАКАЗ
 
Цена: 6.000$
Пробег: км. , 0 г.в.
Мотоцикл
KAWASAKI ZEPHYR1100
 
Цена: 3.100$
Пробег: км. , 1993 г.в.

Моторизованная старина

Среди разнообразных клубов по интересам, существовавших в нашей стране, с каждым годом растет количество таких, которые объединяют любителей старинной автомобильной и мотоциклетной техники. Теперь не редкость организуемые ими парады машин прошлых лет, причем не только в городах и регионах с давними автомобильными традициями. Проводят их в Москве и Кургане, Риге и Свердловске, Ленинграде и Краснодаре. Интерес к истории автомобиля, старинным моделям понятен. С ростом общей культуры углубляются исторические познания, появляется стремление проследить эволюцию той или иной области человеческой деятельности и составляющих ее частей науки и техники. Этот процесс неизбежно начинается с изучения истории отечественной техники, в частности автомобильной. И патриотические чувства тут служат мощным катализатором. В странах с высокой технической культурой клубы, объединяющие владельцев старинной автомототехники, любителей ее истории, получили довольно широкое распространение. Первое такое объединение энтузиастов появилось в 1930 году – «Клую автолюбителей-ветеранов Великобритании». Крупнейший же на сегодня «Клуб антикварных автомобилей Америки» имеет 245 отделений в США и Канаде и членами его состоят 40 тысяч человек. В нашей стране первые клубы такого типа возникли по инициативе рижских, таллиннских и московских энтузиастов чуть более 10 лет назад. Ныне их число возросло до двух с лишним десятков; объединяют эти клубы владельцев более двух тысяч автомобилей. На первый взгляд цифра невелика. Но значительная часть старинных машин пока  еще не выявлена, особенно в центральных областях России, на Урале и в Сибири. Конечно, в первую очередь клубы любителей автостарины образовались в крупных городах и промышленных центрах: Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Талинне, Вильнюсе,Львове, Одессе, Каунасе. Но уже наметилась тенденция возникновения их на востоке страны. По сведениям столичного клуба «Следопыты автомотостарины» (САМС) созданы клубы в Казани, Липецке, Оренбурге, Челябинске, Свердловске. Все они действуют при республиканских и городских советах обществ автолюбителей. Что же служит предметом увлечения энтузиастов, объединенных в клубы? Естественно, старинные автомобили и мотоциклы. Но какие машины причисляют к таковым? Увлечение старинными автомобилями в настоящее время переросло национальные рамки. Уже существует Международная федерация старинных автомобилей – ФИВА. Она координирует действия национальных клубов по классификации машин, оценке уровня реставрации, составлению календаря международных встреч, единых правил и требований. ФИВА установила, в частности такое деление автомобилей прошлых лет по категориям в зависимости от года выпуска: А – антикварные (изготовленные по 31 декабря 1904 г.); В – ветераны (от 1 января 1905 г. до 21 декабря 1919 г.); С – сеньоры (от 1 января  1919 г. по 31 декабря 1930 г.); D – классические (от 1 января 1931 г. по 31 декабря 1940 г.) и Е – юниоры (от 1 января 1941 г. и не «моложе» 20 лет). Такая классификация принята и клубами нашей страны. Сохраняют, реставрируют и коллекционируют старинные машины люди разных возрастов, специальностей и возможностей. Их цель – познакомить широкие массы людей с достижениями человеческой мысли и мастерства рук в области автомобильной техники. Поэтому энтузиаст из московского клуба САМС, рижского ААК или таллинского «Уник» не может считать выполненной с социальной точки зрения свою задачу коллекционера, если он просто хранит в гараже ржавые «останки» редкого «мерседеса» или ЗИСа. Машины надо ставить на ход, вернуть им оригинальное техническое состояние, придать «выставочный» вид и, самое главное, сделать плоды своей работы достоянием общественности. В достижении этой конечной цели клубы и музеи решают общую задачу, нередко помогая друг другу. Так, московский САМС связывают годы сотрудничества не только с автомобильным отделом Политехнического музея, но и с заводским музеем автомобилей «Москвич». Примечательно, что многие штатные сотрудники пришли в эти музеи из рядов активистов САМС. Чтобы превратить гору металлолома в музейный экспонат, необходимо многое. Разумеется, в первую очередь энтузиазм и глубокие знания в области техники, истории, технологии, навыки слесаря, сварщика, жестянщика, обойщика, маляра. И при этом нужны гараж, денежные средства, время и терпение. Подчас реставрация тормозится отсутствием оригинального узла, например, коробки передач. Поиск зачастую требует много времени. Поэтому весь цикл восстановления машины в зависимости от сложности ремонта и возможностей владельца, как правило, длится от 3 до 6 лет. Что же потом? Практика показывает, что восстановление старинных машин в очень редких случаях заканчивается их продажей. Владелец уникального автомобиля настолько вживается в него при реставрации, что в большинстве случаев не допускает мысли о возможности с ним расстаться. Любопытно, что восстановленная машина как транспортное средство используется мало, - лишнее свидетельство, что работа со старой техникой не преследует практических выгод. Конечно, можно с таким автомобилем участвовать в киносъемках, обслуживать свадьбы, ездить в отпуск, но главное – сохранить его в первозданном виде как памятник истории техники. Кстати, нередко среди энтузиастов попадают автомобили-развалины без документов, удостоверяющих их «личность». Владелец должен точно определить год выпуска, модель, модификацию и в точном соответствии с особенностями оригинала восстановить машину. Публичный показ машины с чужими агрегатами и узлами недопустим. Другая трудность, с которой должен считаться реставратор, - невозможность поставить машину на учет в ГАИ при отсутствии технического паспорта или несоответствии конструкции действующим техническим требованиям. Кто же, например, станет переоборудовать свой «пежо» 1913 года так, чтобы у него в соответствии с нормами ГАИ появились тормоза передних колес, бамперы, указатели поворота, которых у этой модели не было никогда. Поэтому возвращенные к жизни автомобили – это действующие памятники истории техники, а не транспортные средства. Наиболее редкие и интересные экземпляры регистрируются отделами культуры горисполкомов как памятники старины, и эти машины охраняются соответствующим законом СССР. Из 122 автомобилей и 38 мотоциклов, принадлежащих членам московского клуба САМС, к таким машинам отнесены 32. Техническое состояние автомобилей и мотоциклов, принадлежащих членам клубов, весьма неравноценно. Некоторые пришли к своему последнему владельцу обезображенными переделками, другие – почти в оригинальной комплектности, но сильно поврежденные. Очень мало машин, сохранивших первоначальную комплектность, внешний вид и техническое состояние. В зависимости от подхода к попавшей в руки владельцев технике их можно условно разбить на четыре категории. Первая – «собиратели». В их гаражах – проржавевшие реликвии с дымящими двигателями и помятыми облезлыми кузовами. Эти люди гордятся своими развалинами, но практически ничего с ними не делают. Лет десять назад среди членов клубов таких было немало, но теперь они становятся анахронизмом. Вторая группа владельцев – «практики». Они держат старинный автомобиль как транспортное средство, оснащая его современными узлами, уродуя кузов. Они далеки от интереса к истории и редко вступают в клубы автомотостарины. Третья группа – самая пока многочисленная среди членов клубов – это «хранители». Они стремятся сохранить попавшую к ним машину, не дать ей выйти из строя, потерять свои оригинальные черты. Те, у кого техника на ходу, - непременные участники парадов и слетов автомотостарины. Когда предоставляется возможность, они тут же берутся за восстановление машины. Наконец, четвертая группа – «реставраторы». Эти люди делают все возможное, чтобы придать своему любимцу первозданное состояние. Именно эти люди – основа клубов. Ежегодно ведущие клубы проводят свои парады, смотры и слеты. На них во всей красе бывают представлены отреставрированные машины, свежие находки, над которыми еще стоит поработать, традиционные экспонаты. Тысячи людей благодаря этим показам могут увидеть старинную технику в действии, обменяться мнениями, приобщиться к благородному делу поиска реликвий автомобильной и мотоциклетной истории. От нескольких десятков до нескольких сотен экземпляров бывает представлено на таких смотрах. Чтобы читатели журнала могли заочно принять участие в одном из них, предлагаем их вниманию 11 лучших автомобилей из разных клубов страны. Один из ведущих клубов —московский САМО объединяет 152 человека. Чтобы стать его членом, нужно прежде всего состоять во Всероссийском добровольном обществе автолюбителей и мотолюбиталей и быть жителем столицы или Московской области. При этом желательно (но не обязательно) иметь машину минувших лет. Клуб объединяет не только владельцев, но и всех, кто интересуется историей автомототехиики. Таким образом, он готов принять широкий круг молодежи. Это в прямом смысле один из клубов по интересам. В своей работе клуб САМС ведущее место отводит владельцам реликвий отечественной автомототехники. И на каждом его параде или слете можно видеть автомобили и мотоциклы советских заводов.   Инжененр Л. Шагуров, председатель правления московского клуба САМС. Журнал "Наука и жизнь"